План по обществознанию референдум как форма политики. Проблемные вопросы блока «Политика»

Одним из важнейших элементов современных политических систем является институт всеобщих выборов. Благодаря ему реализуются политические права граждан на формирование представительной власти -- от местных органов до президента.

Выборы -- способ смены правящих элит через волеизъявление населения, инструмент легитимациии и стабилизации власти. Они позволяют выявить расстановку политических сил в государствах, штатах, землях и т. д., определяют степень доверия общества к партиям и их программам. В ходе избирательного процесса особенно активно осуществляется политическая социализация, усваиваются политические ценности, приобретаются политические навыки и опыт.

Наконец, выборы -- это форма контроля населения за правящей элитой. Если власть не выражает интересы избирателей, выборы дают возможность сменить ее, передать бразды правления оппозиции, которая, как правило, идет на выборы с критикой существующего правительства. В преддверии выборов под давлением избирателей и само правительство может скорректировать курс, стремясь заручиться поддержкой избирателей.

Готовность общества к проведению выборов -- важнейший признак его демократичности, способности мирными политическими средствами решать назревшие проблемы.

Таким образом, выборы представляют собой своеобразный политический рынок. Претенденты предлагают избирателям свои программы и обещания в обмен на властные полномочия. Как и на любом рынке, здесь имеют место обман и спекуляции на доверии избирателей. Поэтому выборы эффективны при наличии законодательства об избирательных системах и существовании гражданского общества как совокупности негосударственных образований, реализующих интересы граждан (партии, профсоюзы, клубы избирателей, различные ассоциации, союзы, центры, фонды и пр.).

Процедура выборов регламентируется избирательным правом каждой страны. В законодательстве отражены положения о порядке выдвижения кандидатов, требования к кандидатам, процедура голосования и подсчета голосов, возможности пользоваться услугами СМИ и источниками финансирования.

Демократические выборы определяются целым рядом принципов -- своего рода общепризнанных норм, имеющих безусловную ценность, которые делают выборы именно демократическими. Эти принципы обеспечиваются избирательным правом -- правом голоса.

В конституциях стран с парламентской демократией закрепляется прежде всего сам принцип выборности представительных органов и неотъемлемое право народа на их формирование. В самом тексте конституции, как правило, раскрывается содержание принципа всеобщности выборов. Принцип всеобщности означает, что все граждане данного государства имеют право на активное -- в качестве избирателей, и на пассивное -- в качестве кандидатов в органы власти, участие в выборах. Это право ограничивается рядом цензов: возрастным цензом, цензом недееспособности, исключающим участие в выборах, например, психически больных граждан. Существуют также моральные цензы, которые ограничивают права или отстраняют от участия в выборах лиц, содержащихся по приговору суда в местах лишения свободы.

Непременный принцип современных демократических выборов--равное избирательное право. Его практическое воплощение заключается в том, что в парламент избираются депутаты, каждый из которых представляет одинаковое число граждан, а каждый избиратель имеет одинаковую долю участия в выборах в парламент. Соблюдение этого принципа во многом зависит от правильной «нарезки» избирательных округов Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: Учебник. - М.: Аспект Пресс, 2006. - С.108..

Следующий принцип -- непосредственность выборов. Сущность этого принципа заключается в том, что избиратели прямо (без посредников, делегатов или представителей) избирают членов парламента, других представителей органов политической власти.

Важнейшим принципом демократических выборов является состязательность, равноправное участие в выборах конкурирующих партий, движений, кандидатов, представляющих различные социальные группы общества.

И, наконец, принципом, относящимся к процедуре голосования, является тайное голосование. Этот принцип обеспечивается различными способами технического характера, уменьшающими вероятность внешнего влияния на избирателей.

Любые выборы проводятся в четко обозначенный законом период. Этот период называется избирательной кампанией. Каждая избирательная кампания имеет свой календарь предвыборных мероприятий, учитывающий предусмотренные законодательством сроки. Так, по российскому законодательству дата выборов должна быть назначена не позднее, чем за 72 дня, регистрация кандидатов осуществлена за 40 дней и т.д.

В зависимости от временной последовательности и особенностей решаемых задач избирательный процесс делится на несколько этапов, стадий: 1) подготовительный этап, характеризующий ту общественно-политическую почву, из которой «вырастают» выборы, а также организационные мероприятия, делающие возможным проведение выборов; 2) выдвижение кандидатов, завершающееся их регистрацией; 3) агитационно-пропагандистская кампания; 4) голосование и подведение итогов выборов. Строго говоря, лишь последние три этапа характеризуют непосредственно сам избирательный процесс.

Избирательная кампания начинается после проведения подготовительных мероприятий и официального назначения сроков выборов. Сам этот термин применяется по отношению как ко всему государству, так и отдельным кандидатам или партиям. В первом случае избирательная кампания представляет собой комплекс организационных, политических, информационно-пропагандистских и агитационных мероприятий по непосредственному обеспечению избирательного процесса в государстве, во втором -- систему мероприятий, направленных на успех конкретного кандидата или партии.

Первый шаг избирательной кампании -- выдвижение кандидатов и (или) партий (движений). Существуют различные способы их выдвижения и регистрации: 1) сбор подписей в поддержку кандидата или партии; 2) предоставление регистрационного взноса или денежного залога, а также документов, свидетельствующих о наличии у кандидата определенной поддержки, например списка партийных активистов или членов группы поддержки; 3) автоматическая регистрация кандидатов в случае занятия ими оспариваемых на предстоящих выборах постов.

Для проведения избирательной кампании партиями, отдельными кандидатами создаются предвыборные штабы. Разрабатываются планы агитационно-пропагандистских мероприятий, встреч кандидата с избирателями, назначаются представители кандидата (наблюдатели) в избирательные комиссии. В условиях современной России такие штабы создаются кандидатами, представляющими властные структуры, оппозиция лишена такой возможности из-за отсутствия материальных средств.

Как правило, в большинстве стран предвыборная агитация прекращается за сутки до открытия избирательных участков. Это делается для того, чтобы сами избиратели имели возможность самостоятельно обдумать и всесторонне сделать свой выбор - за кого и за что именно отдать свой голос.

Проведение выборов обеспечивается государственными структурами: избирательными комиссиями, органами исполнительной власти, судами, прокуратурой. Они обеспечивают составление списков избирателей, оформление избирательных участков, печатание бюллетеней, организацию голосования, соблюдение законности, подведение итогов голосования, извещение избирателей о результатах выборов.

Законодательством предусматривается определенный денежный фонд, который кандидат может использовать на проведение избирательной кампании. Этот фонд создается из личных средств кандидата, вкладов соответствующей партии или движения, спонсорских пожертвований. Для кандидатов от оппозиции - это самый трудный и сложный вопрос. Однако практика показывает, что в больших или меньших размерах такие фонды создаются практически всеми кандидатами. При этом предусматривается, что кандидат не имеет права расходовать денег больше, чем это предусмотрено законодательством, хотя это требование постоянно нарушается, даже при президентских выборах.

В наши дни голосование осуществляется с помощью либо специальных избирательных машин, либо избирательных бюллетеней. Последний способ голосования распространен гораздо шире Основным местом голосования служат избирательные участки.

Сразу же после завершения голосования избирательная комиссия или другой специальный избирательный орган начинают подсчет его результатов. Между голосованием и подсчетом голосов не должно быть перерыва или задержки, поскольку это может быт использовано для различного рода фальсификаций. В международной практике наиболее часто встречаются такие нарушения правил голосования и подсчета, как изготовление и учет лишних избирательных бюллетеней, прямая приписка голосов одному из депутатов, изъятие бюллетеней, поданных за неугодного кандидата, и др.

Каждый человек на протяжении всей своей жизни что-либо выбирает. Выборы – постоянный и неотъемлемый спутник политической жизни.

1. Выборы являются самой распространенной формой политического поведения граждан в современных демократических обществах. Выборы – важнейший признак демократического режима, а возможность выбирать и быть избранным – одна из главных демократических ценностей. Выборы являются наиболее действенным механизмом, с помощью которого гражданское общество в лице избирателей осуществляет регуляцию и влияние на государственные и другие политические структуры. Значение выборов в условиях разных политических режимов неодинаково: в одних странах выборы отсутствуют вообще, в других носят эпизодический и малозначимый характер, в третьих – играют центральную роль в механизме политического властвования. Выборы в изначальном смысле этого слова – возможность выбирать между несколькими или по крайней мере двумя кандидатами или партиями. Однако в политической практике выборы используют не только свободные демократические системы, но и авторитарные и тоталитарные режимы, где возможность выбора ограничена или отсутствует вообще, а избирательная процедура носит формальный характер. Как правило, в условиях авторитарных режимов голосование носит «единодушный характер». Например: результаты выборов в Албании в 1978 году таковы: 1435288 голосов за Албанскую партию труда, 0 – за другие партии, 3 испорченных бюллетеня, 1 человек воздержался. Монгольский авторитарный режим в 1945 году дал уникальный пример «всенародного плебисцита» – по официальным данным, на избирательные участки пришли 100% избирателей и все проголосовали. При авторитарном режиме выборы служат для мобилизации людей на выполнение целей последнего, способом единения власти с «народной массой», средством восхваления режима, пропаганды его достижений. Совсем другое дело в условиях либеральной демократии, когда выборы являются, во-первых: способом легитимизации политической системы и правления политической элиты; во-вторых: рекрутирования политической элиты; в третьих: представления мнений и интересов избирателей, мобилизации избирателей для защиты общественных ценностей; в четвертых: развития политического сознания граждан путем формирования политических проблем и альтернатив; в-пятых: выведения политических конфликтов в русло процедуры выборов с целью их мирного урегулирования; в-шестых: осуществления борьбы за власть на основе альтернативных программ и формирования конструктивной оппозиции, способной осуществлять контроль, и в-седьмых: политического участия граждан.

В странах либеральной демократии выборы проводятся на основе следующих принципов избирательного права, закрепленных юридически: всеобщее избирательное право, равное избирательное право, которое предусматривает возможность избирателя иметь только один голос и, соответственно, голос каждого избирателя формально равен голосу другого избирателя, тайное голосование, равенство кандидатов, конкуренция платформ и программ, действие результатов выборов в установленные законом сроки.

Избирателю приходится участвовать в разнообразных видах выборов в зависимости от того, представительные органы какого уровня формируются в результате выборов, различают общенациональные, региональные, местные и др. выборы, по характеру проведения выборы могут быть прямыми (кандидат избирается непосредственно избирателями) и многоступенчатыми (если первоначально определяется состав коллегии выборщиков, которые затем путем голосования формируют выборный орган). Прямое голосование является, как правило, наиболее распространенным и демократичным. Но следует иметь в виду, что в условиях, нестабильных обществ, когда политическая культура населения низка, прямые выборы порой приводят к непредсказуемым результатам. Демократичность процедуры прямых выборов заключается в том, между избирателем и кандидатом нет никаких промежуточных инстанций, избиратель непосредственно голосует за кандидата на выборную должность. Многоступенчатые выборы менее распространены в политической практике, чаще всего используются при избрании верхних палат законодательных органов (Франция), система выборщиков применяется на президентских выборах в ряде стран: США, Финляндии, Бразилии и др.

Выборы как политический институт и как форма политического участия имеют длительную и интересную историю своего развития. На протяжении многих столетий шла борьба за всеобщее избирательное право, отражавшее стремление широких слоев общества участвовать в политической жизни. Сегодня в большинстве развитых стран всеобщее избирательное право провозглашено и закреплено в юридических актах.

Исторически сложилась и практика ограничения электорального корпуса в выборах с помощью избирательных цензов. Поначалу выборные кампании носили довольно жесткий цензовый характер, но с развитием демократических институтов в ряде стран многие избирательные цензы стали достоянием истории. Одним из старейших и длительное время довольно распространенным цензом был прямой имущественный ценз, который отстранял от голосования лиц, не обладавших определенным имуществом в форме недвижимости или денежном выражении (в ряде штатов США до 1964 года существовал избирательный налог).

Довольно долгое время избирательное право являлось привилегией мужского населения. Однако благодаря активной борьбе женщин за свои политические права сегодня практически во всех странах женщины являются активными и полноправными избирателями (в Великобритании женщины получили это право в 1918 году, в США – в 1920, во Франции – в 1944). В настоящее время права голоса женщины лишены только в странах мусульманского Востока. Одним из распространенных правовых средств, исключающих из политической жизни потенциальных избирателей, является ценз оседлости, включающий в себя требование для избирателей непрерывного проживания в одной местности в течение установленного законом срока (например, в Прибалтийских государствах не менее 10 лет.) Отошли в прошлое ряд цензов, связанных с этнической принадлежностью, уровнем грамотности, службой в вооруженных силах и др. В настоящее время во многих странах сохранился лишь возрастной ценз, причем он выше для кандидатов на выборную должность.

Избирательное право включает в себя понятия активного и пассивного избирательного права. Активное избирательное право представляет собой установленное законом право гражданина лично участвовать в выборах представительных органов или должностных лиц в качестве избирателя, быть полноправным участником референдумов. Пассивное избирательное право – это установленное законом субъективное право гражданина выступать на выборах в качестве кандидата в представительные органы, то есть право быть избранным. Активное и пассивное избирательное право обычно обусловлено рядом юридических требований: гражданство данной страны, определенный возрастной ценз и др.

Одной из проблем в странах либеральной демократии является пассивность электората. Значительная часть избирателей, удовлетворяющая всем установленным цензам и официально допущенная к участию в голосовании, тем не менее, не приходит на избирательные участки. Так, в течение 1980-х годов в Великобритании в среднем участвовали в голосовании до 75% избирателей, в США – 53%, в ЮАР – 23%. Неявка избирателей на выборы получила название абсентеизма. Причин неявки избирателей на выборы довольно много, но основная – их безразличие и разочарование в возможных результатах выборов. В условиях современной России причиной абсентеизма избирателей является нарушение законности выборных процедур, многочисленные фальсификации при подсчете голосов, а также низкий уровень легитимности правящей элиты. Об этом свидетельствуют результаты первого тура голосования на президентских выборах летом 1996 года, когда многие регионы России проголосовали за коммунистического лидера. В политической практике существуют две разновидности абсентеизма, политический абсентеизм, когда избиратель не принимает участия в выборах по политическим мотивам, и неполитический, когда отсутствуют причины политического характера (в том числе, когда избиратель по ошибке голосует испорченным бюллетенем). Выборы в Госдуму в 2003 году ярко продемонстрировали политическую апатию населения России, проголосовавшего «ногами», в силу предсказуемости победы «Единой России».

В ряде стран для борьбы с абсентеизмом в законодательном порядке вводится обязательное голосование (Австралия, Австрия, Бельгия, латиноамериканские страны). Предполагаются определенные санкции против лиц, уклоняющихся от голосования: запрещение заключать деловые контракты, прием на службу в государственный аппарат, денежные штрафы и т.п.) Несомненно, эти меры способствуют повышению активности избирателей, но не всегда достигают нужного эффекта.

венных выборам по одномандатным округам, созданию настоящего гражданского общества и фаждански ответственных партий. В результате - укрепление политической системы в стране и формирование подлинного гражданского общества.

Сама ситуация, в которой оказалась страна, требует укрепления вертикали исполнительной власти сверху донизу. Это обусловлено разными причинами, но прежде всего тем, что необходимо координировать действия исполнительной власти на территории всей России. Возможность таких мер обсуждалась уже достаточно давно. Однако стоит отметить, что при наметившейся тенденции к централизации государственной власти, сосредоточении больших полномочий в руках Президента, нужно иметь в виду тот факт, что подобная система сможет функционировать лишь в том случае, если у власти будет находиться сильная, политически активная личность. Этот аспект необходимо учесть при проведении реформы, иначе вся система может оказаться недееспособной.

Топорков С. С.

ВЫБОРЫ КАК ФОРМА ПОЛИТИЧЕСКОГО УЧАСТИЯ

Выборы в органы политической власти в современном обществе представляют собой крупное социально-политическое действие, основной целью которого является воспроизводство политической элиты, легитимное воссоздание общественного представительства в системе государственного руководства и управления. Выборы в органы власти составляют основу демократического политического процесса, который базируется на правовых нормах, в совокупности представляющих собой избирательное право. В процессе его реализации сложились различные системы подсчета голосов и распределения мест в органах управления, возникли избирательные системы: мажоритарная, пропорциональная и смешанная.

В нашей стране накоплен немалый опыт в области избирательного законодательства™". Причем, как это теперь становится понятно, сам процесс далек от завершения. 3 декабря 2004 г. депутаты Госдумы подвели законодательную базу иод «укрупнение» партий и узаконили в третьем чтении новый порядок избрания губернаторов. Таким образом, В. В. Путин предложил политические реформы, базовыми элементами которых являются отказ от выборов по одномандатным округам в Госдуму и использование пропорциональной системы, равно как и отказ от избрания губернаторов прямым всена-

Ж| Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» (1994, поправки в 1997), Федеральный закон «О выборах Президента РФ», Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» (1995), Федеральный закон «О формировании Совета Федерации Федерального Собрания РФ» (1995), Закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участия в референдуме храждан РФ» (1997), Закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» (1999), Закон «О выборах Президента РФ» (1999), Закон «О формировании Совета Федерации ФС РФ» (2000).

Введение пропорциональной системы выборов направлено на становление в России многопартийности и должно служить важным и серьезным стимулом для активизации деятельности политических партий. Депутат, избранный по пропорциональной системе, представляет интересы большего числа избирателей, нежели депутат-одномандатник. Переход к пропорциональной системе выборов существенно удешеви т формирование представительных органов власти и поможет эффективно предотвращать проникновение криминала во властные структуры.

Новый способ избрания нижней палаты Федерального Собрания поможет снизить коррупцию на выборах. Именно снизить, ибо действенная, некоррумпированная власть в 89 регионах, занимающих в совокупности обширные и, подчеркну, очень разные территории, - это больше похоже на иллюзию, теоретическую модель, нежели на реальную жизнь. Ставленники криминальных структур перестанут претендовать на губернаторские посты; они не смогут преодолеть жесткий контроль Кремля.

Кроме того, вряд ли назначенным губернаторам будет так просто забыть о людях и ориентироваться единственно на Кремль, о чем везде говорится. Кандидат, оторванный от проблем своего региона, вряд ли сможет рассчитывать на поддержку депутатов регионального собрания. Па мой взгляд, иные избранные в недавнем прошлом прямым, тайным, равным и всеобщим голосованием губернаторы не всегда обеспечивают заботу о региональных интересах. Другие, напротив, стремятся игнорировать общероссийские интересы. В связи с этим возникла острая необходимость создания сбалансированного механизма формирования государственной власти, где бы обеспечивались и общенациональные интересы, затрудняющие рег ионализм, и объективные потребности регионов. В предлагаемой реформе, на мой взгляд, вполне возможно соблюдение такого баланса интересов.

Существует мнение, что пропорциональная система выборов мешает становлению демократического государства. Хочу заметить, что не существует сложившегося идеала из-

бирательной системы, который явился бы совершенным эталоном определения уровня демократизации любого государства. Оттого, полагаем, нельзя считать принятие государством пропорциональной системы выборов в его законодательной орган (вернее, в одну из его палат) отдалением от демократии.

Основным критерием соответствия изменений данных принципов является возможность реализации положения, когда народу обеспечивается эффективный доступ к осуществлению государственной власти, причем народ будет единственным источником власти и носителем суверенитета. Есть все основания утверждать о соответствии предложенных Президентом преобразований демократическим нормам.

Как и любая система, пропорциональная система не лишена недостатков. Половина думцев у нас и сейчас избрана по этой системе, и, по оценкам специалистов, депутаты-списочники слабо связаны с избирателями в регионах81. Необходимо учитывать и практику некорректного составления списков. Зачастую туда попадают совершенно неизвестные и порой сомнительные личности, которые обеспечивают себе место в Думе за счет популярных политиков.

Пропорциональная система в какой-то мере нарушит право беспартийных граждан претендовать на избрание в парламент. Но ведь депу тат, избранный по одномандатному округу, для проведения какой-либо идеи должен обязательно примкнуть к политической или партийной группе. Он не может решить возникшую проблему в одиночку. В таком случае нет ничего плохого в том, чтобы он сразу объявил о своей принадлежности к той или иной партии до его избрания. Да и в принципе человек, состоящий в партии, более рационален. У него есть прохрамма действия, совпадающая с общепартийной. Он будет работать целенаправленнее и продуктивнее. Такой человек, в отличие от беспартийного, не будет проходить стадию «метания», взвешивая «за» и «против» в пользу одной или другой парламентской фракции. Все будет

41 Выступление председателя Центризбиркома А. А. Вешнякова на расширенном заседании комитета Совета Федерации по конституционному законодательству 28 октября 2004 г.

решаться до избрания, что, пожалуй, честнее политически, т.к. понятней избирателю. В отличие от мажоритарной системы относительного большинства, когда происходит обра зование регионального дисбаланса по партийному признаку, при использовании пропорциональной системы такой эффект минимизируется. Искажений, которые дают мажоритарные системы, здесь нет.

Рассмотрим перспективы и сделаем прогнозы. Партий ные списки будут формироваться партийными организация ми и охватят всю территорию Федерации. Таким образом, они станут региональными, и федеральная часть списка бу дет содержать лишь три фамилии - самых ярких лидером партии.

Беспартийным депутатам, претендующим на место н парламенте, надо будет либо создавать свои партии, либо вступать в уже существующие. Имеется возможность, оставаясь беспартийным, договариваться с партиями и идти по партийным спискам.

Ситуация может изобиловать любопытными коллизиями. Если по каким-либо причинам член партии, прошедший и Думу, отказывается от мандата, партия должна потерять это! мандат. Тем не менее существует и исключение, оно может быть сделано лишь в том случае, если партийцев пригласят поработать в Правительстве России.

Среди партий, преодолевших 7-процентный барьер, депутатские мандаты должны распределяться по доле голосон избирателей, поданных на соответствующей территории. 11 конечном итоге количество полученных партией депутатских мандатов будет зависеть от общего количества проголосовавших за нее избирателей.

Чтобы усилить связь депу татов с избирателями, на местах предлагается ввести в законодательство особую норму, обязывающую членов Госдумы в перерывах между парла ментскими заседаниями вести работу в своих регионах. Соответственно, невыполнение депутатом обязанностей в своем регионе может стать основанием для его отзыва. Иницииро вать отзыв народного избранника сможет как его собственная партия, так и сами избиратели. Решение об отзыве будет принимать Верховный Суд. Кроме того, депутат будет не-

медленно изгоняться из парламента, если решит перейти из рядов выдвинувшей его партии в другую политическую организацию.

ЦИК также предлагает отказаться от юридического оформления избирательных блоков. Помимо этого, в законодательных поправках, которые рассмотрит парламент, предполагается ужесточение процедуры регистрации кандидатов на выборные должности. Например, если среди подписей, собранных кандидатом в свою поддержку, количество недостоверных составит пять процент ов, то он будет снят с предвыборной гонки.

Итак, предложенные реформы имеют как достоинства, так и недостатки, но разве их можно избежать? В качестве примера можно привести мажоритарную систему относительного большинства, где победившая партия или кандидат фактически представляют меньшинство избирателей, ибо, получив большинство мест в парламенте, практически никогда не получает большинство голосов в целом по стране, происходит потеря избирателей, и таких примеров можно привести много. В настоящее время пропорциональная система применяется в Австрии, Эстонии, Латвии, Нидерландах, Швейцарии, Польше, Чехии, что свидетельствует о состоятельности этой системы. В отношении назначения губернаторов нельзя не отметить множество положительных моментов, в частности, на посту губернатора больше не будут появляться «случайные люди», губернатор будет осуществлять контроль силовых структур и пр.

В целом реформы направлены на сбалансированность в стране, чтобы обеспечить эффективное функционирование и решение задач, которые ставят перед властью граждане страны. Хотелось бы закончить статью словами Мао Цзэ-дуна: «Человек, который почувствовал ветер перемен, должен строить не щит от ветра, а ветряную мельницу».

Основная учебная литература

Принципы демократических выборов

Понятие и роль выборов в различных политических системах власти.

Выборы как основная форма политического участия граждан.

ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ ВЫБОРОВ

Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. – М., 2003, гл. 20, п.1-3.

Политология: учебник / под. ред. М. А. Василика. – М., 2006, гл. 9, п. 1,2.

Конституция Российской Федерации: Официальный текст. – М., 2009., ст. 3, 32, 81, 96-97, 130.

Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». – М., 2007.

Цель лекции – раскрыть социальную роль выборов как ведущего института демократии и основной формы политического участия граждан, их место и роль в политическом процессе авторитарных и демократических режимов, проанализировать принципы, определяющие демократичный характер выборов, а также возникающие на пути их реализации проблемы.

Кто и как «делает» или определяет политику? Обывателю кажется, что этим занимаются исключительно государственные органы власти и должностные лица, политические партии, общественные организации, политические элиты и лидеры. Для обозначения роли этих институтов и субъектов политики обычно применяют слова – политическая деятельность, государственные (партийные) решения, принятие законов, выстраивание политических отношений, заключение союзов, коалиций и т.д. А как же народ? Какое отношение к этим процессам реальной наблюдаемой простыми гражданами политике имеют они сами? Оказывают ли они влияние на политику? Если да, то с помощью каких политических институтов, инструментов и каким образом?

Для обозначения, описания и оценки роли народа, простых граждан в политике, а, следовательно, во власти используется понятие «политическое участие». Политическое участие – это процесс влияние граждан на формирование и функционирование институтов государственной власти, на выработку и реализацию ими желаемых для граждан решений и действий. Американские политологи С. Верба и Н. Ни называют политическое участие «инструментальной активностью, посредством которой граждане пытаются влиять на правительство таким образом, чтобы оно предпринимало желаемые для них действия».

Формы политического участия весьма многообразны. В их числе: членство граждан в политических партиях, общественных организациях и движениях; участие в выборах и референдумах; участие в митингах, демонстрациях (маршах), пикетах поддержки или протеста; участие в забастовках, голодовках, а также в государственных переворотах, политическом терроре, в революциях и гражданских войнах и многие другие.

В данной статье рассматриваются вопросы содержательной линии «Политика».

Содержательную линию раздела «Политика» составляют следующие элементы: понятие власти; государство, его функции; политическая система; типология политических режимов; демократия, её основные ценности и признаки; гражданское общество и государство; политическая элита; политические партии и движения; средства массовой информации в политической системе; избирательная кампания в РФ; политический процесс; политическое участие; политическое лидерство; органы государственной власти РФ; федеративное устройство России.

Согласно «Аналитическому отчету по результатам ЕГЭ 2010 г.» вызвали затруднения у выпускников вопросы, проверяющие знание функций государства, особенностей политической системы, признаков и взаимосвязи гражданского общества и правового государства.

Наиболее сложным для экзаменуемых оказалось задание, проверяющее знание темы «СМИ в политической системе». На результаты выполнения задания по этой теме повлияла также форма задания (задание на анализ двух суждений).Тема «Избирательная кампания в РФ» всегда была достаточно сложной для учащихся. Темы «Политические партии и движения», «Понятие власти», «Политическое участие», которые давали высокий результат на базовом и повышенном уровне сложности, на высоком уровне сложности вызывают затруднения у участников ЕГЭ.

Невысокие результаты получены при выполнении сложных заданий по теме «Политический процесс». Более низкие, чем в прошлом году, результаты были продемонстрированы при выполнении задания на применение терминов и понятий в определенном контексте (В6), а задания формата В6, направленные на проверку тем «Политическая система», «Государство и его функции», дали средний процент выполнения менее 10%. Результаты неудачно выполненного задания В6 соотносятся с показателями выполнения задания С5, проверяющего на другом уровне то же умение - применять обществоведческие понятия в заданном контексте.

Сделаны выводы, что темы: «СМИ в политической системе», «Избирательная кампания в РФ», «Политический процесс», «Политическое участие», «Политическое лидерство» - требуют более внимательного рассмотрения, что мы и сделаем в данной статье.

1. Тема: «СМИ в политической системе»

План:
1. СМИ в политической системе общества:
а) понятие «средства массовой информации»;
б) функции СМИ;
в) роль и влияние СМИ в различных политических режимах.
2. Характер информации, распространяемой СМИ.
3. Влияние СМИ на избирателя:
а) способы воздействия на избирателя;
б) роль политической рекламы;
в) методы противостояния СМИ.

Основные положения темы:
Средства массовой информации - совокупность каналов распространения информации, адресованной неограниченному кругу лиц, социальных групп, государств, с целью оперативного информирования их относительно событий и явлений в мире, конкретной стране, определённом регионе, а также для выполнения специфических социальных функций.

Функции СМИ: 1) информационная; 2) выбор и комментирование информации, её оценка; 3) политическая социализация (приобщение людей к политическим ценностям, нормам, образцам поведения); 4) критика и контроль органов власти; 5) представление различных общественных интересов, мнений, взглядов на политику; 6) формирование общественного мнения; 7) мобилизационная (побуждение людей к определённым политическим действиям).

СМИ могут способствовать развитию демократии, участию граждан в политической жизни, но могут быть использованы и для политического манипулирования.

Политическое манипулирование - процесс воздействия на общественное мнение и политическое поведение, скрытое управление политическим сознанием и поступками людей для того, чтобы направить их в нужную властным силам сторону.
Цель манипулирования - внедрить нужные установки, стереотипы, цели, чтобы в результате подвигнуть массы, вопреки их собственным интересам, на согласие с непопулярными мерами, возбудить их недовольство.

2. Тема: «Избирательная кампания в РФ»

План:
1. Избирательная система:
а) понятие «избирательная система»;
б) структурные компоненты избирательной системы;
в) понятие «избирательное право»;
г) этапы избирательного процесса;
д) типы избирательных систем.

2. Избирательная кампания:
а) понятие «избирательная кампания»;
б) этапы избирательной кампании.

3. Политические технологии избирателя.

Основные положения темы:
Избирательная система (в широком смысле) - порядок организации и проведения выборов в представительные учреждения или индивидуального руководящего представителя.Избирательная система (в узком смысле) - способ распределения мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосования.

Избирательное право - это подотрасль конституционного права, представляющая собой самостоятельную систему правовых норм, регулирующих право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления и порядок осуществления этого права.

Избирательное право (в узком смысле) - это политическое право гражданина избирать (активное право) и быть избранным (пассивное право).

В России право избирать имеют граждане с 18 лет; право быть избранным в представительный орган - с 21 года, главой администрации субъекта РФ - по достижении 30 лет, а Президентом страны - с 35 лет. Президент России и Государственная Дума избираются сроком на 6 и 5 лет соответственно. На основании Конституции России Президент не может быть избран более чем на два срока подряд.

Депутаты Государственной Думы избираются по партийным спискам.При выборах Президента РФ применяется мажоритарная система абсолютного большинства.

Российские граждане участвуют в формировании избирательных органов на принципах 1) всеобщего, 2) равного, 3) прямого избирательного права при 4) тайном голосовании.

Избирательный процесс - совокупность мероприятий, процедур по подготовке и проведению выборов с целью формирования представительного органа власти, осуществляемых избирательными комиссиями и кандидатами (избирательными объединениями) в период со дня официального опубликования (публикации) решения уполномоченного на то должностного лица, государственного органа, органа местного самоуправления о назначении (проведении) выборов до дня представления избирательной комиссией, организующей выборы, отчета о расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов.

Стадии избирательного процесса:
1) подготовительная (назначение даты выборов, регистрация и учёт избирателей);
2) выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты или на предвыборную должность;
3) предвыборная агитация и финансирование выборов;
4) голосование, установление итогов голосования и определение результатов выборов, их официальное опубликование.
Избирательная кампания (фр. саmpagne - поход) - система агитационных мероприятий, проводимых политическими партиями и независимыми кандидатами с целью обеспечить себе максимальную поддержку избирателей на предстоящих выборах.

Типы избирательных систем:
1) мажоритарная;
2) пропорциональная;
3) мажоритарно-пропорциональная (смешанная).

Мажоритарная система (от франц. majorite - большинство) - 1) избранным считается кандидат (или список кандидатов), набравший предусмотренное законом большинство голосов (абсолютное или относительное); 2) при её применении голосование проходит «за» конкретных кандидатов в одномандатных или многомандатных округах.

Виды мажоритарной системы:
1) система абсолютного большинства (победителем считается кандидат, завоевавший 50% + 1 один голос);
2) система относительного большинства (победителем считается кандидат, получивший больше голосов, чем любой из остальных кандидатов);
3) система квалифицированного большинства (т.е. заранее установленного большинства, обычно 2/3, 3/4).

Пропорциональная избирательная система - одна из разновидностей избирательных систем, применяемых на выборах в представительные органы. При проведении выборов по пропорциональной системе депутатские мандаты распределяются между списками кандидатов пропорционально голосам, поданным за списки кандидатов, если эти кандидаты преодолели процентный барьер.
Пропорциональная избирательная система в сочетании с мажоритарной избирательной системой образует смешанную избирательную систему.

3. Тема: «Политический процесс»

План:
1. Политический процесс:
а) понятие «политического процесса»;
б) этапы политического процесса.

2. Типологизация политического процесса:
а) в зависимости от сферы действия;
б) в зависимости от временных характеристик;
в) по степени открытости;
г) в зависимости от характера общественных перемен.

3. Особенности политического процесса в современной России.

Основные положения темы:
Политический процесс - 1) это цепь политических событий и состояний, которые изменяются в результате взаимодействия конкретных субъектов политики; 2) совокупность действий субъектов политики, направленных на осуществление своих ролей и функций в рамках политической системы, на реализацию ими собственных интересов и целей; 3) совокупная деятельность всех субъектов политических отношений, связанная с формированием, изменением, преобразованием и функционированием политической системы.

Структура политического процесса:
1) субъекты процесса, действующее начало;
2) объект, цель процесса (решение политической проблемы);
3) средства, методы, ресурсы.

Политический процесс можно разбить на четыре стадии:
1) инициирование политики (представление интересов, требований властным структурам);
Инициирование (от лат. injicio - вбрасываю, вызываю, возбуждаю) - стимулирование начала чего-либо.
Артикуляция (от лат. articulo - расчленяю) интересов и требований - механизмы и способы, посредством которых граждане и их организованные группы выражают свои требования к правительству.
Агрегация интересов - это деятельность, в ходе которой политические требования индивидов соединяются и находят отражение в партийных программах тех политических сил, которые ведут непосредственную борьбу за власть в стране.
2) формирование политики (принятие политических решений);
3) реализация политики, политических решений;
4) оценка политики.

Классификация политических процессов:
1) по сфере действия: внешнеполитические и внутриполитические;
2) по длительности: долговременные (формирование государств, переход от одной политической системы к другой) и кратковременные;
3) по степени открытости: открытый и скрытый (теневой);
4) по характеру общественных перемен: избирательный процесс, революция и контрреволюция, реформа, восстания и мятежи, политическая кампания, прямые действия.

4. Тема: «Политическое участие»

План:
1. Понятие «политического участия».
2. Формы политического участия:
а) непосредственное участие;
б) опосредованное участие;
в) автономное участие;
г) мобилизационное участие.
3. Мотивы участия избирателя в выборах:
а) интерес к политике;
б) политическая компетентность;
в) удовлетворение потребностей.
4. Политический абсентеизм.

Основные положения темы:
Политическое участие - действия гражданина с целью повлиять на принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в институты власти.

Этим понятием характеризуется вовлеченность членов данного общества в политический процесс.Сущностная основа политического участия состоит во включении индивида в систему властных отношений: непосредственно или опосредованно.

Опосредованное (представительное) политическое участие осуществляется через избранных представителей. Непосредственное (прямое) политическое участие - это воздействие гражданина на власть без посредников. Оно имеет следующие формы: реакция граждан на импульсы, исходящие от политической системы; участие граждан в деятельности политических партий, организаций, движений; прямые действия граждан (участие в митингах, пикетированиях и т. д.); обращения и письма к власти, встречи с политическими деятелями; участие в действиях, связанных с выборами представителей, с передачей им полномочий для принятия решений; деятельность политических лидеров. Обозначенные формы непосредственного политического участия могут быть индивидуальными, групповыми, массовыми.

Особенности политического участия индивида:
1) самоопределение индивида в социально-политическом пространстве относительно многообразных политических структур;
2) самооценка собственных качеств, свойств, возможностей как деятельного субъекта политики.

Объем возможного участия определяется политическими правами и свободами.

Виды политического участия:
1) случайное (разовое) участие - личность лишь периодически принимает или совершает действия, которые имеют политические цели или обладают политическим смыслом;

2) участие «по совместительству» - человек участвует в политической жизни более активно, однако политическая деятельность не является для него основным родом деятельности;

3) профессиональное участие - человек делает политическую деятельность своей профессией.
Политическое развитие личности выступает одним из факторов, влияющих на интенсивность, содержание и стабильность политического участия.

Формы политического участия:
1) обращение индивида во властные структуры с целью удовлетворения личных или групповых потребностей;
2) лоббистская деятельность по установлению контактов с политической элитой для оказания влияния на ее решения в пользу группы лиц;
3) направление различных проектов и предложений по принятию нормативных актов и законов в органы власти;
4) политическая активность в качестве члена партии, движения, ориентирующихся на завоевание власти или воздействие на нее;
5) выборы, референдумы (лат. referendum — то, что должно быть сообщено) - волеизъявления всех граждан государства по важному для него вопросу.

Противоположной формой является демонстративное неучастие, политическая апатия и отсутствие интереса к политике - абсентеизм.Абсентеизм (лат. absens - отсутствующий) — форма аполитичности, проявляющаяся в уклонении избирателей от участия в референдумах и выборах в органы власти.

5. Тема: «Политическое лидерство»

План:
1. Сущность политического лидерства.
2. Функции политического лидера:
а) интегративная;
б) ориентированная;
в) инструментальная;
г) мобилизационная;
д) коммуникативная;
3. Типы лидерства:
а) в зависимости от масштабов лидерства;
б) в зависимости от стиля лидерства;
в) типология М. Вебера.

Основные положения темы:

Политическое лидерство представляет собой постоянное, приоритетное и легитимное влияние одного или нескольких лиц, занимающих властные позиции, на все общество или группу. Природа политического лидерства достаточно сложна и не поддается однозначной интерпретации.

Функции политического лидера:
1) анализирует политическую обстановку, верно оценивает состояние общества;
2) формулирует цели, разрабатывает программу действий;
3) укрепляет связь власти и народа, обеспечивает власти массовую поддержку;
4) охраняет общество от раскола, выполняет функцию арбитра в столкновении различных групп;
5) ведёт политическую дискуссию с оппонентами, осуществляет связи с партиями, организациями, движениями.

Существуют разнообразные классификации лидеров.

Типы лидерства:
По масштабу лидерства:
1) общенациональный лидер;
2) лидер большой социальной группы;
3) лидер политической партии.

По стилю лидерства:
1) демократический;
2) авторитарный.

Широко распространенной является типология лидерства, предложенная М.Вебером. В зависимости от способа легитимации власти он выделил три основных типа лидерства: традиционное, харизматическое и рационально-легальное. Авторитет традиционных лидеров основывается на вере в традиции, обычаи. Право на господство лидер получает по наследству. Харизматическое лидерство основано на вере в исключительные, выдающиеся качества вождя.Рационально-легальное лидерство характеризуется верой в правомерность порядка избрания лидера с посредством разработанных процедур и формальных правил. Власть рационально-легального лидера основывается на праве.

Рассмотрим некоторые из наиболее трудных для выпускников заданий содержательной линии «Политика».

Задания для систематизации материала

Как было уже сказано выше, выпускники испытали трудности при выполнении заданий повышенного уровня - анализ двух суждений. Согласно спецификации контрольных измерительных материалов для проведения в 2011 году единого государственного экзамена по обществознанию это задание А17.

Примеры заданий А17

1. Верны ли следующие суждения о демократическом государстве?
А. В демократическом государствеобеспечен высокий уровень жизни всем гражданам.
Б. В демократическом государствегарантирована защита прав всех граждан.
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.

При выполнении задания нужно вспомнить, какое государство называется демократическим. Демократическое государство - это такое государство,устройство и деятельность которого соответствуют воле народа,общепризнанным правам и свободам человека и гражданина. Недостаточно только провозгласитьгосударство демократическим (это делают и тоталитарные государства), главное - обеспечить его устройство идеятельность соответствующими правовыми институтами, реальными гарантиямидемократизма.

Важнейшие признаки демократического государства: а) реальная представительная демократия; б) обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Как участники политической жизни, все граждане в демократическом государстве равны. Однако далеко не все государства могут уже сегодня реально защитить права и свободы человека. Одна из основных причин - состояние экономики страны. Ведь социальная функция может осуществляться в полном объеме лишь при высоком уровне экономического развития. Это наиболее сложная задача, поскольку решение социальных вопросов требует роста производства, «накопления народного богатства». Это значит, что высокий уровень жизни всех граждан в демократическом государстве не всегда обеспечен в силу экономических проблем прежде всего.
Ответ: 2.

2. Верны ли следующие суждения об избирательных системах?
А. Для мажоритарной избирательной системы характерно выдвижение кандидатовпо партийным спискам.
Б. Для мажоритарной избирательной системы характерно выдвижение кандидатовпо одномандатным округам.
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.
Ответ: 2 (теорию см. выше)

3. Верны ли следующие суждения?
А. Понятие «политическая система» шире понятия «политический режим
Б. В рамках одного и того же политического режима могут существовать различные политические системы
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.

Вспомним, что означают понятия «политический режим» и « политическая система».

Политическую систему определяют как совокупность государственных и негосударственных политических институтов, выражающих политические интересы различных социальных групп и обеспечивающих их участие в принятии политических решений государством. Составной частью политической системы, обеспечивающей ее функционирование, являются правовые, политические нормы и политические традиции. Политический режим - совокупность средств и методов, с помощью которых господствующие элиты осуществляют экономическую, политическую и идеологическую власть в стране. Одним из структурных компонентов институциональной подсистемы политической системы является государство. А политический режим - один из элементов формы государства. Следовательно, мы видим, что первое утверждение верно.

Разберёмся со вторым утверждением. Выделяют демократические и тоталитарные политические системы. Политический режим может быть охарактеризован как демократический, авторитарный или тоталитарный. Одна и та же политическая система может функционировать в различных режимах в зависимости от того, каковы намерения правящей элиты и ее лидера. Но в рамках одного и того же политического режима не могут существовать различные политические системы. Второе утверждение неверно.
Ответ: 1.

Невысокие результаты были продемонстрированы и при выполнении задания на применение терминов и понятий в определенном контексте (В6).

Примеры заданий В6

1. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

«Большое распространение в политологии получила классификация, выделяющая в зависимости от оснований и условий приобретения партийного членства кадровые и массовые _____________ (А) . Первые отличаются тем, что они формируются вокруг группы политических ____________ (Б) , а основой их строения является комитет активистов. Кадровые партии формируются обычно «сверху» на базе различных парламентских ________ (В) , объединений партийной бюрократии. Такие партии обычно активизируют свою деятельность только во время ___________ (Г) . Другие партии представляют собой централизованные, хорошо дисциплинированные организации. Большое значение в них придается идеологическому _________ (Д) членов партии. Такие партии чаще всего формируются «снизу», на основе профсоюзных и иных общественных ____________ (Е) , отражающих интересы различных социальных групп».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово(словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняякаждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чемвам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1) единство;
2) фракция;
3) выборы;
4) движение;
5) лидер;
6) социум;
7) партия;
8) группа;
9) членство.

В данной ниже таблице приведены буквы, указывающие на пропуск слова.
Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.


А Б В Г Д Е
7 5 8 3 1 4
Использованные материалы:
1. Аналитический отчет по результатам ЕГЭ 2010 г. Обществознание.
http://www.fipi.ru/view/sections/138/docs/522.html
3. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2011 году единого государственного экзамена по обществознанию.
4. Открытый сегмент ФБТЗ - http://www.fipi.ru
5.Обществознание. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: профильный уровень/(Л.Н. Боголюбов, А.Н. Лазебникова, Н.М. Смирнова и другие.); под ред. Л. Н. Боголюбова (и др.) М.: «Просвещение». - 4-е изд. - М. : Просвещение, 2010.

Вам также будет интересно:

Кумин, зира и тмин: чем отличаются и в чём похожи восточные специи?
Тмин (Carum carvi) - древняя пряность Востока, известная пять тысячелетий. Благодаря...
Исцеление болезней числовыми кодами
При работе с числовыми рядами Григория Грабового могут возникать вопросы, потому что не...
Что такое общая папка и как ее использовать
Здравствуйте, читатели сайта IT-уроки! Первое, что должен знать каждый новичок, сев за...
Подключение планшета Android в автомобиле Советский усилитель подключение к планшету
Благодаря широкому функционалу, немало автолюбителей стали использовать планшет вместо...
Почему не работают колонки и на компьютере нет звука
Доброго дня.Эта статья, основанная на личном опыте, представляет собой своего рода сборник...