Демократия как форма политической организации общества план. Политические режимы

Концепции демократии.

  1. Понятие демократии. Демократия нормативная и эмпирическая.

Принципы организации эмпирической демократии.

  1. Основные теории демократии.
  2. Прямая и представительная демократия.
  3. Условия и предпосылки существования демократии и пути перехода к демократии.

І . Мировой опыт свидетельствует, что направлением модернизации политической системы, общественного устройства является движение к демократии. Демократия выступает тем идеалом, к которому стремятся практически все страны мира. Английский премьер-министр У. Черчилль утверждал, что демократия – ужасная вещь, но лучше ее человечество пока ничего не придумало.

Что же представляет собой демократия? Выяснение этого важно не только в плане понимания сущности демократии, но и потому, что пока ни одна политическая система в мире не воплотила в себе ее идеалы. Да и само понятие демократии сложно, противоречиво имеет специфические национальные оттенки, многоаспектно. Оно используется сейчас во многих значениях – для характеристики типа государства; формы устройства любой организации, движений; исторического этапа развития страны и т.д. Таким образом, что такое демократия?

Понятие «демократия» введено в оборот в V веке до н.э. греческим ученым Геродотом и в буквальном смысле означает «народовластие» (demos – народ + кratos – власть). Конкретизируя ее сущность, американский президент А. Линкольн говорил, что демократия – это «правление народа, избранное народом и для народа».

Понятие демократии как народовластия является нормативным, идеальным. Суть данного понятия в том, что власть народа означает самоуправление, свободу, равенство, отсутствие политического господства государства как одной из форм его организации. Иными словами, подлинная демократия несовместима с государством, политической властью, но такого в реальной практике нигде нет и не может быть. Устранение государства и введение самоуправления – это утопия, по крайней мере в обозримом будущем. Демократия, как народовластие представляет собой во многом идеал, который имеет важный нормативный смысл. Он выступает ориентиром, целью политического развития. Президент Чехии В. Гавел говорил: «демократия в полном смысле слова всегда была не более чем идеалом. К ней можно приближаться, как к линии горизонта – лучшим или худшим способом, но достичь невозможно».

Осуществляемая на практике эмпирическая реальная демократия в значительной степени отличается от нормативной. В настоящее время демократия, как организация политического и гражданского общества, представляет собой нечто среднее, балансирующее между самоуправлением и политической властью. В одних случаях демократия приближается к самоуправлению, сливается с ним, в других – связана с сильной политической властью.

с а м о у п р а в л е н и е

Д е м о к р а т и я

п о л и т и ч е с к а я в л а с т ь

Ныне, по мнению американского ученого Р. Даля, 20 стран мира относятся к демократическим, еще 40 приближаются к ним. Во всех этих странах демократическое устройство общества имеет свои оттенки, определенные особенности, но за ними наблюдаются и общие черты, принципы. Важнейшими чертами (показателями) современной реальной демократии являются:

1. Суверенитет народа. Он заключается в реализации народом своей главной политической сущности – быть источником власти. Суверенитет народа в современных демократических государствах означает, что граждане имеют право непосредственно участвовать в выборах представительных органов власти, смещать их, принимать законы, контролировать власть через созданные им объединения, СМИ.

2. Законодательное закрепление широких экономических, социальных, политических прав и свобод человека, создание механизма их реализации.

Права человека – это признанная и гарантированная возможность совершать определенные действия в личных интересах по своей воле и добиваться их защиты. Ориентиром прав и свобод для всех демократических стран служит «Всеобщая декларация прав человека», принятая ООН 10 декабря 1948 г. Она провозглашает широкий круг личных, социально-экономических, политических и культурных прав и свобод.

К личным правам и свободам относятся – право на жизнь, личную неприкосновенность, в том числе свободу от пыток, жестокости; свобода религии, передвижения, право на защиту законом и др.;

Социально-экономические права включают – право владеть имуществом, свободу выбора работы, право на отдых и досуг, на охрану здоровья, обеспечение по болезни и старости.

Политические права и свободы представлены – правом на свободу убеждений и выражение их, на получение и распространение информации, право на союзы, демонстрации, на участие в политических и государственных делах, на гражданство.

Социально-культурные права – право на образование, удовлетворение культурных запросов и защиту интеллектуальной собственности и другие.

3. Предоставление предельно широкому кругу народа права избирать и быть избранным в государственные и общественные структуры.

4. Свободные и строго периодичные выборы. Их процедура и периодичность имеют законодательное закрепление. В этом механизме выборы становятся средством влияния на власть гражданами, которые отстаивают, таким образом, свои интересы посредством законной и мирной смены власти.

5. Решение вопросов большинством при твердой гарантии прав меньшинства. Это означает, что меньшинство, признавая волю большинства, сохраняет возможность открыто отстаивать свою точку зрения, пропагандировать свое мнение с надеждой в будущем добиться численного перевеса. Такое положение делает большинство неустойчивым и не дает возможность его победе перерасти в диктат и тиранию.

6. Сочетание форм непосредственной демократии (референдум, плебисцит) и демократии представительной (выражение воли народа через выдвижение своих представителей в выборные органы).

7. Реальное разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную с четко определенными законами полномочиями и обязанностями. При этом каждая власть является относительно независимой, выступает противовесом, органом сдержки другой.

8. Многопартийность, и главным образом наличие не менее двух соперничающих партий, которые контролируют власть, друг друга, не допуская узурпации власти одной политической партией. Соперничающие партии действуют в рамках закона и соблюдают определенные «правила игры», сменяя друг друга у власти без насилия.

9. Плюрализм, который проявляется в многообразии взглядов, наличии альтернативных источников информации, свободной прессы.

10. Независимость суда. Этим гарантируется объективность в рассмотрении всех спорных вопросов, защита прав людей от любых посягательств.

Имеются и другие общие черты реальной демократии. Вместе взятые, они позволяют обеспечить реальное участие народа в управлении государственными и общественными делами, основанное на уважении прав и свобод человека и гражданина.

Таким образом, демократия выступает как бы в двух аспектах: как идеал, норма и как реальная эмпирическая практика. Современная демократия – это соединение двух идущих навстречу друг другу тенденций от идеала к реальности и от реальности к идеалу.

Демократия – это организация политического и гражданского общества, которая обеспечивает народовластие и утверждение прав и свобод граждан.

ІІ. В ранние исторические периоды, от Древней Греции до Великой французской буржуазной революции вопросы демократии сводились к учениям о формах государства. В Древней Греции и в последующем под демократией понимали такую форму организации государства, в котором властью обладало не одно лицо (как при монархии, тирании и т.п.) и не группа лиц (как при аристократии, олигархии и т.п.), а правление, где все свободные граждане пользуются равными правами на управление. Сейчас в научной литературе существуют многообразные теории демократии. Основным критерием их выделения являются два кардинальных вопроса «Кто правит?» и «Как правят?»

В соответствии с этими двумя критериями выделяют: коллективистские, либеральные, плюралистические теории демократии, теории прямой, представительной, политической, социальной и иной демократии.

Идеи коллективистской демократии содержатся в трудах социалистов – утопистов Т. Мора, Э Кабе, французских просветителей (в особенности у Ж.–Ж. Руссо), идеологов коммунизма В. Ленина, И. Сталина, теоретиков современного коммунизма.

Исторически первой к коллективистской модели тяготела античная демократия. Она была основана на равенстве, общей заинтересованности свободных граждан в сохранении рабства, которое было преимущественно общим, совместным, а также целого ряда социальных привилегий для свободных граждан. Античной демократии были характерны – подмена выборов жеребьевкой, наличие практики остракизма (изгнание неугодных), фактическое отождествление народа с большинством населения (решения принимались по большинству голосов), а также неограниченная власть большинства над меньшинством и беззащитность личности по отношению к государству. Примерами этого являются – коллективное присуждение к смерти философа Сократа, изгнание философа Анаксагора и др. Эта демократия тяготела к вырождению в охлократию – власть толпы, черни, а затем в диктатуру.

Более ярко идеи коллективистской демократии отражены в коммунистических утопических учениях Т.Мора, Э. Кабе, трудах Ж.–Ж. Руссо. В частности теория демократии Ж.–Ж. Руссо исходит из принадлежности всей власти народу образованному путем добровольного слияния. Образование народа как целого означает полное отчуждение прав каждого в пользу всей общины (См. Ж.–Ж. Руссо, Трактаты. М. 1969, с. 161). С этого момента личность теряет свои права, они ей не нужны, ибо целое государство заботится о своих членах, а граждане, в свою очередь обязаны думать о благе целого – государства.

При такой демократии исключаются противоречия, конфликты между индивидами и государством, в результате устраняется почва для протестов, частных интересов. Частный интерес представляет собой патологию и поэтому он подавляется. Именно народ обладает общей волей, неотчуждаемым суверенитетом. Народ может быть представлен только самим собою, а не избранными представителями, он представляет законы и деятельность правительства. «Если кто-либо, – писал Ж.–Ж. Руссо, – откажется подчиниться общей воле, то он к этому будет принужден всем организмом, а это значит не что иное, как то, что его силой принудят быть свободным» (там же, с. 164). Подобное утверждение повторял лозунг, украшавший ворота советского Соловецкого концентрационного лагеря 30-х гг. ХХ века «Железной рукой загоним все человечество к счастью!»

Идеи Ж.Ж. Руссо (принцип народного суверенитета, прямого голосования и др.) нашли свое выражение в Конституции Франции 1789 г. и послужили к оправданию якобинского террора.

Тоталитарная направленность теории демократии Ж.–Ж. Руссо получила дальнейшее развитие и практическое завершение в ленинской и сталинской теории демократии, а также в реальных моделях «социалистической демократии». Политика осуществления идей социалистической коллективистской демократии привела к появлению нового класса – номенклатуры, к тоталитаризму, подавлению всякой индивидуальной свободы, террору против инакомыслящих.

В целом для коллективистских теорий демократии характерно:

Отрицание автономии личности, рассмотрение ее как колесика, винтика единого народного организма;

Первичность народа на выражение общей воли (народ хочет, народ требует и т.д.);

Гомогенность, однородность народа по своему составу, что устраняет почву для конфликтов;

Неограниченность, абсолютность власти большинства над меньшинством, в том числе и отдельным человеком;

Устранение самой проблемы прав человека, поскольку отсутствуют конфликты, а целое государство заботится о правах всех и т.д.

Теории коллективистской демократии показали свою практическую несостоятельность, несовместимость с демократией. Они ведут к тоталитаризму, подавлению индивидуальной свободы, массовому террору. Власть народа не может быть реальной без гарантированной индивидуальной свободы. Жизнь показала, что так называемая «общая воля», общенародные интересы» – миф, оправдывающий политическое господство одного лица или группы.

Идеи автономии личности, ее первичности по отношению к народу, его воле получили развитие в либеральных теориях демократии. Эти теории содержатся в трудах Ш. Монтескье, Э. Бэйгхота, А. Токвилля и других.

В отличие от коллективистских теорий, не расчленявших государство, общество и личность, либеральные теории выделяют личность. Они уделяют первостепенное внимание созданию институциональных и иных гарантий для индивидуальной свободы, предотвращающих всякое подавление личности властью. Для этих теорий характерно:

Признание личности первичным, главным источником власти, приоритет прав человека над правами государства;

Понимание свободы как отсутствие ограничений, нежелательного вмешательства государства, ограничение власти большинства над меньшинством, обеспечение индивидуальной и групповой автономии и свободы;

Ограничение компетенции и сферы деятельности государства преимущественно охраной общественного порядка, безопасности граждан, социального мира, его невмешательство в дела гражданского общества, приоритет рыночного саморегулирования общества над государственным;

Разделение властей, создание сдержек и противовесов, как условия эффективного контроля граждан над государством, предотвращения злоупотреблений властью. Еще в ХVIII в. Ш. Монтескье отмечал что, общество в состоянии проконтролировать лишь ту власть, которая раздроблена и отдельные части которой противопоставлены друг другу.

Промежуточное положение между двумя вышеназванными теориями занимает третья группа теорий демократии – плюралистические концепции. Авторами этих теорий выступают А.Бентли, Г. Уоллес, Дж. Медисон, Г. Ласки, Р. Даль, а также австрийский политолог Й. Шумпетер.

Плюралистические теории исходят из того, что не личность, не энтузиаст- одиночка и не народ являются главными движущими силами политики в демократическом государстве. Политику определяют правящие элиты. По мнению авторов данных теорий, народ не может выступать главным субъектом политики, так как представляет сложное противоречивое образование. За ним остается две функции – выбирать политическое руководство и смещать его. Плюралистическая демократия представляет собой форму правления, которая представляет всем гражданам право создавать многочисленные (отсюда плюралистические) независимые центры политического влияния (партии, фронты, блоки) и в конкурентной борьбе этих групп находить компромиссные решения.

Плюралистические теории более реально отражают существующее в обществе положение. Однако они абсолютизируют групповую дифференциацию общества, рассматривают соперничество и баланс групповых интересов как основу демократии. Подобные концепции оправдывают по сути мафиозные и лоббистские группы, ограничивают роль выборных органов (например, парламента) и т.д. В этом их недостаток.

Таким образом, имеют место разные теории демократии. Их наличие связано в первую очередь с историческими альтернативными направлениями формирования демократии, как идеи и практики. Представляется, что оптимальной является практика, в которой сочетаются элементы коллективистской, либеральной и плюралистической демократии.

Теории коллективистской, либеральной, плюралистической демократии отвечают на вопрос «Кто правит?»

ІІІ. В зависимости от того, как народ участвует в управлении, кто и как непосредственно выполняет властные функции, демократия делится на прямую и представительную.

Прямая (непосредственная) демократия – это такая форма и организация управления, при которой народ или его представители непосредственно на собраниях, съездах, форумах участвуют в подготовке, обсуждении и принятии решений. Подобная форма в большей степени присуща античным демократиям, народному вече в Древнем Полоцке, Новгороде. Сейчас реально она воплощается в небольших коллективах (студенческих группах, потоках, бригадах, на небольших предприятиях), когда можно собрать всех и коллективно открыто решать насущные вопросы. В современном мире прямая демократия встречается главным образом на уровне местного самоуправления, например в американских и швейцарских общинах, в израильских кибуцах и т.д.

Теория прямой демократии находит выражение также в концепциях партиципаторной – плебисцитарной демократии и теории императивного мандата.

Партиципаторная демократия (демократия участия, соучастия) – это все виды участия народа в политической жизни, с целью оказания влияния на принятие решений (забастовки, выборы, митинги, письма, наказы и т.п.). Ее сторонники Б. Гуттенберг, Д. Нолен, Й. Шумпетер обосновывают необходимость участия широких слоев населения не только в выборах своих представителей, в референдумах, собраниях, но и непосредственно в политическом процессе – в подготовке, принятии и осуществлении решений, а также контроле за их реализацией. Такое участие необходимо, по мнению авторов, во всех областях, и прежде всего в тех из них, которые имеют для гражданина личностную заинтересованность: на рабочем месте, по месту жительства, в сфере организации досуга и других. В принципе это правильный подход, ибо в обществе не существует каких-либо сфер, которые были бы вне политики и не допускали демократического участия. Главными же целями партиципации являются всесторонняя демократизация общества, а также социальная эмансипация и самореализация личности.

К разновидностям прямой демократии относятся теория и реальная практика плебисцитарной демократии (от слова плебисцит, референдум). Она сходна с прямой демократией. Различия их в том, что прямая демократия предполагает участие граждан на всех важнейших стадиях процесса властвования (подготовка, принятие решений, контроль за их осуществлением), а при плебисцитарной – возможности непосредственного влияния ограничены. Население на референдуме голосует только «за» или «против», а все остальное делается без него.

Референдумы, как разновидность прямой демократии, вошли и в политическую жизнь суверенной Беларуси. В республике в первой половине 90-х годов ХХ века состоялось три референдума.

17 марта 1991 года в Беларуси и ряде других республик бывшего Советского Союза на референдум был вынесен вопрос: «Считаете ли вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантированны права и свободы любой национальности?» «За» сохранение такого Союза проголосовало 82,6 % участвующих в голосовании, «против» – 16 %

На референдуме 14 мая 1995 г. 83,1 % участвующих в голосовании высказалось за придание русскому языку равного статуса с белорусским; 75 % проголосовало за установление новой государственной символики. На вопрос: «Поддерживаете ли Вы действия Президента Республики Беларусь, направленные на экономическую интеграцию с Российской Федерацией?» 82,4 % высказалось «за». На вопрос: «Согласны ли Вы на необходимость внесения изменений в Конституцию Республики Беларусь, которые предусматривают возможность досрочного прекращения полномочий Верховного Совета Президентом Республики Беларусь в случаях систематического или грубого нарушения Конституции?», положительно ответило 77, 6 % участников референдума. Всего в данном референдуме приняло участие 54,5 % зарегистрированных избирателей.

Третий референдум состоялся 24 ноября 1996 года. На него было вынесено 7 вопросов – 4 вопроса были инициированы Президентом РБ и 3 вопроса Верховным Советом. Президент вынес на всенародное голосование вопросы: «Перенести День независимости Республики Беларусь (День Республики) на 3 июля – День освобождения Беларуси от гитлеровских захватчиков в Великой Отечественной войне» («за» – 88,18 %, «против» – 10,46 %); «Принять Конституцию Республики Беларусь 1994 г. с изменениями и дополнениями (новая редакция Конституции Республики Беларусь), предложенными Президентом Республики Беларусь А.Г. Лукашенко» («за» – 70, 45 %, «против» – 9,39 %); «Выступаете ли Вы за свободную, без ограничений, куплю и продажу земли?» («за» – 15,35 %, «против» – 82, 88 %); «Поддерживаете ли Вы отмену смертной казни в Республике Беларусь?» («да» – 17, 93 %, «против» – 80, 44 %).

Верховным Советом Республики Беларусь были предложены такие вопросы: «Принять Конституцию Республики Беларусь с изменениями и дополнениями, предложенными депутатами фракций коммунистов и аграриев» («за» – 7, 93 %). «против» 71, 2 %); «Выступаете ли Вы за то, чтобы руководители местных органов исполнительной власти избирались непосредственно жителями соответствующих административно-территориальных единиц?» («за» – 28, 4 %, «против» – 69, 92 %); «Согласны ли вы, что финансирование всех ветвей власти должно осуществляться гласно и из государственного бюджета?» («за» – 32, 18 %, «против» –65, 85 %).

17 октября 2004 г. Президентом Республики Беларусь на всенародный референдум был вынесен вопрос «Разрешаете ли Вы первому Президенту Республики Беларусь Лукашенко А. Г. участвовать в качестве кандидата в Президенты Республики Беларусь в выборах Президента и принимаете ли часть первую статьи 81 Конституции Республики Беларусь в следующей редакции:

«Президент избирается на пять лет непосредственно народом Республики Беларусь на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.»? «За» по данному вопросу высказалось 79,42 % избирателей от их общего списка.

Плебисцитарная демократия, особенно при двусмысленности формулировок вопросов, выносимых на референдум, плебисцит, является важным фактором манипуляции волей народа. Вместе с этим, референдумы стали неотъемлемой частью политической жизни многих стран, в т.ч. и Беларуси.

К прямой демократии относится теория и практика императивного мандата, действующая в США. Она предполагает обязанность выборных представителей голосовать строго в соответствии с наказом избирателей, их волей. Характер императивного мандата имеет коллегия выборщиков Президента США, обязанных отдать свой голос за кандидата, победившего в соответствующих штатах. Императивный мандат как бы консервирует волю избирателей, не позволяя его носителям участвовать в обсуждении и принятии компромиссных вариантов решений.

В целом, по мнению сторонников прямой, непосредственной демократии, лишь она представляет собой подлинное народовластие, позволяет полнее выражать волю и интересы народа. Ее преимущества заключаются в том, что она обеспечивает:

Прочную легитимизацию властей;

Обеспечивает наиболее полное участие народа в управлении;

Повышает политическую стабильность общества и эффективность управления;

Расширяет за счет участия граждан интеллектуальный потенциал политических решений, повышает вероятность их оптимизации;

Развивает общественную активность населения, способствует свободной самореализации личности, ее развитию в целом;

Обеспечивает эффективный контроль за политическими институтами и должностными лицами, предотвращает злоупотребления властью, отрыв правящей элиты от народа, бюрократизацию чиновничества.

Однако у прямой (непосредственной) демократии есть и ряд недостатков: во-первых, она характеризуется низкой эффективностью принимаемых решений вследствие недостаточной компетенции граждан, участвующих в принятии решений, а также минимальной ответственностью должностных лиц, поскольку важнейшие решения принимаются широким кругом непрофессионалов, никем не контролируемых и не несущих за это ответственности;

во-вторых, повышает опасность тоталитаризма или популистского авторитаризма вследствие приверженности народа идеологическим влияниям и его склонности к уравнительности, ущемлению свободы за счет равенства;

в-третьих, создает сложности и является дорогостоящей процедурой при практическом осуществлении;

в-четвертых, не позволяет привлечь большинство граждан к систематическому участию в управлении без принуждения, нарушения личной свободы, поскольку основная масса населения не желает добровольно серьезно заниматься политикой;

Преодолению подобных недостатков служат теории и практическая реализация представительной (репрезентативной) демократии. Она предполагает компетентное и ответственное перед народом представительное управление через избранных им представителей – депутатов, делегатов, членов бюро и других представительных органов.

Представительная демократия позволяет более четкую реализацию принципа ответственности на всех уровнях власти и госуправления, в то же время при ней принцип соучастия граждан оттеняется на второй план, хотя в целом и не отвергается, ибо без признания народа источником и высшим контролером власти демократия невозможна. Воля народа выражается непосредственно на выборах и в делегировании депутатам своих полномочий. Отношения между народом и его представителями строятся на основе контроля (путем встреч, отчетов и др.), доверия, конституционного ограничения компетенции органов выборной власти. Представительная демократия находит свое выражение в развитии парламентаризма, разного рода представительства, в выборах президента как представителя народа.

Разновидностями теорий представительной демократии являются концепции элитарной, системной и корпоративной демократии.

В соответствии с теорией элитарной демократии реальная власть должна принадлежать политической элите, а народ должен иметь право периодического, главным образом электорального, контроля за ее составом.

Демократия в этом случае сводится к способу образования власти, преимущество которого по сравнению с другими формами правления состоит в обеспечении гласности, конкурентной борьбы элит и их сменяемости в процессе всенародных выборов. Элитарная демократия связана не с расширением прямого участия масс в политическом процессе, а с созданием эффективных механизмов рекрутирования результативной, действенной элиты, подконтрольной народу.

Особое значение разработке нормативных предпосылок представительной демократии отдается теории демократии Н. Лумана. По Н. Луману, мы находимся в бесконечно открытом, чрезвычайно сложном и сущностно неопределенном мире. В этих условиях политика должна постоянно заботиться о выработке системы альтернативных основ и критериев принимаемых ею решений.

Сторонники корпоративной демократии рассматривают ее как преимущественно согласительное, неконкурентное правление руководителей крупных производственных корпораций наемных работников и предпринимателей, а также партий при арбитражной роли государства. При этом корпорации, в обмен на некоторые самоограничения, получают право представлять всех работников той или иной отрасли. Корпоративисты отрицают конкуренцию элит, ставя на ее место согласовательные, консенсусные методы принятия решений.

Следует отметить, что в реальной практике корпоративизм нашел широкое практическое применение в регулировании социальных отношений – вопросов оплаты и охраны труда, продолжительности рабочего времени, социального обеспечения, когда сплоченные социальные группы (например, военные, спецслужбы добились определенных привилегий). Однако он не может быть распространен на все государственное устройство, ибо ущемляет права индивида в пользу крупных объединений бюрократии.

Представительная демократия также имеет свои достоинства и недостатки. Среди главных ее достоинств, следует отметить, что:

во-первых, представительная демократия гарантирует большую политическую стабильность, порядок, уберегает общество от сиюминутных массовых увлечений и приходящих настроений, идеологического иррационализма, эгалитарных (государственных, общенародных) устремлений широких слоев народа;

во-вторых, она обеспечивает рациональную организацию политической системы с четким разделением труда, более высокой, по сравнению с прямой демократией, компетентностью и ответственностью лиц, принимающих решения.

Недостатками представительной демократии являются:

во-первых, она фактически отстраняет народ от власти в промежутках между выборами и тем самым отходит от демократии; во-вторых, порождает сложную иерархическую систему управления, бюрократизацию и олигархизацию власти, отрыв депутатов и чиновников от народа; в-третьих, порождает приоритетное влияние на политику наиболее сильных групп интересов, возможности подкупа; в-четвертых, усиливает нарастание в государстве авторитарных тенденций вследствие постепенного оттеснения законодателей исполнительной властью; в-пятых, делает слабой легитимность власти вследствие отчуждения от нее народа; в-шестых, ущемляет политическое равенство возможностей всех участвовать в управлении, принятии решений; в-седьмых, позволяет манипулировать мнением народа.

В зависимости от характера равенства, обеспечиваемого государством, различают: политическую, социальную, деспотическую, тоталитарную, конституционную, всенародную и другие демократии.

Политическая демократия – такая демократия, которая предполагает формальное равенство, равенство прав. Социальная – основывается на равенстве фактических возможностей для участия граждан в управлении государством. Цель создания такой демократии ставят перед собой западные социал-демократические партии.

Деспотическая демократия – предполагает абсолютизм, никем неограниченную власть большинства, а тоталитарная – полного подчинения личности большинству, установлению над ней постоянного всеобъемлющего контроля. Конституционная – ставит власть большинства в определенные рамки, ограничивает ее полномочия и функции с помощью Конституции, разделения властей. Всеобщая – в ней все взрослое население имеет равные политические права.

Таким образом, современная политическая жизнь характеризуется наличием большого количества теорий демократии, которые имеют достоинства и недостатки. Опыт многих демократических государств свидетельствует, что негативные стороны той или иной концепции можно нейтрализовать. Реально действующая демократия в индустриальных странах стремится в большей или меньшей степени совместить на практике идеи прямой и представительной демократии. Прямая демократия там реализуется на местном, частично и на производственном уровне, а представительная – в масштабах всего общества, в форме парламентаризма. Парламентаризм представляет собой систему правления, которая основана на разделении властей и верховенстве власти парламента, делегируемой ему народом. Парламентаризм включает различные виды представительства – территориальное, партийное, корпоративное, этническое. Демократический механизм базируется на конкурентном соперничестве многочисленных партий и интересов.

IV. История свидетельствует, что демократия является благом лишь тогда, когда она соответствует определенному уровню необходимых предпосылок, условий. При отсутствии этих условий демократия для граждан и общества может быть хуже, чем авторитаризм. Некоторые авторитарные и тоталитарные режимы добивались более справедливого распределения, более эффективной охраны безопасности граждан, чем слабые или коррумпированные демократии.

Для нормального функционирования демократии нужны внутренние и внешние предпосылки.

Внутренние предпосылки включают экономические, социальные, политические и культурные условия.

Экономические условия предполагают, прежде всего, наличие рынка, конкурентной экономики. Собственно сама демократия представляет собой подобие политического рынка с его конкуренций, состязательностью, стремлением выгоднее «продать» идеи, взгляды, программы, позиции. Для существования такого политического рынка нужно разграничение (а значит и конкуренция) политических интересов. Они возникают на основе многообразных форм собственности – частной, государственной, акционерной, кооперативной и других, которые существуют в условиях рынка. Многообразные формы собственности не только дифференцируют интересы граждан, но и создают условия для свободы выбора, для экономической независимости человека. Свободный выбор может осуществить только независимый, экономически свободный гражданин. И наоборот, когда средства производства монополизированы, находятся в одних руках, будь то государства или монополии, свободы выбора для работающих на этого хозяина не бывает.

Рыночная экономика препятствует концентрации экономической и политической власти в одних руках, при этом не имеет значения, кто является субъектом рынка – частный или коллективный собственник. Главное, чтобы они были наделены правилами свободного предпринимательства и управленческой деятельности. Именно такое положение обеспечивает автономию, независимость личности, стимулирует инициативу делать выбор и нести за него ответственность.

Важной экономической предпосылкой демократии является также высокий уровень индустриального и экономического развития общества в целом, его урбанизация. Индустриальное развитие позволяет обеспечить страну материальными и духовными благами, избавляет ее от дефицита – бича недемократических режимов. Более того, оно ведет к росту городского населения, которое больше подготовлено к демократизации, чем сельское.

С высоким уровнем экономического развития связано еще одно необходимое условие демократии – развитость средств массовых коммуникаций (железных и шоссейных дорог, телефона, радио, телевидения, прессы и т.д.). Все это в большей степени воспитывает население и облегчает ему сам процесс участия в демократическом государстве.

К социальным условиям демократии относится обеспечение относительно высокого уровня благосостояния граждан. Высокое благосостояние позволяет смягчать социальные конфликты, достичь согласия, способствует преодолению социального неравенства. Когда в обществе большая имущественная поляризация на бедных и очень богатых, демократическая форма правления исключается. Демократия невозможна и при уравнительном централизованном распределении благ в условиях общей нищеты и забитости.

Особенно важно в этих условиях наличие солидного среднего класса, куда входят имущие и высококвалифицированные граждане и, прежде всего, слои предпринимателей. Средний класс составляет основу, стержень стабильности интересов в демократическом обществе. Он выполняет роль, своего рода якоря, который не дает возможности плыть обществу навстречу опасностям, социальным потрясениям. Распространенное мнение, что социально однородное общество является гарантом стабильности и благополучия, неверно. Это общество чревато разрушительным социальным взрывом, так как мнимое единство приводит к замалчиванию конфликта, к его искусственному сдерживанию, накопленной энергии разрушения.

Политическими предпосылками демократии являются – наличие правового государства, гражданского общества, тотального плюрализма, развитого самоуправления. При их наличии люди свободно определяют свои интересы, создают ассоциации и группы в зависимости от этих интересов и выражают свое отношение к власти путем выбора и контроля за ним. В условиях, когда государство стремится проникнуть во все сферы общественной жизни, места для свободного волеизъявления граждан не остается. Оно демонстрирует тоталитарную систему.

Среди условий, необходимых для установления демократии, важное место принадлежит фактору культуры . От высокого уровня культуры, образования, грамотности прямо зависит компетентность политических суждений человека, его интеллектуальное развитие, свобода мышления, чувство личного достоинства. Отсутствие такого образования ведет к иррациональности поведения, индивидуализму, групповому эгоизму, нежеланию идти на компромиссы. Кроме этого, высокий уровень культуры способствует становлению демократии, соответствующей национальным традициям, национальному самосознанию.

Сочетание демократического процесса и национальной культуры предохраняют общество от прямого заимствования чужого опыта, обеспечивают прочность демократии, являются гарантом общественной поддержки.

Особенно важным катализатором демократических процессов является высокий уровень политической культуры. Она формирует политически активную личность, ускоряет демократические процессы.

Внешнеполитические условия так же играют большую роль в становлении и развитии демократии. К ним относятся, во-первых, наличие благоприятной международной обстановки, дружественных соседей, воздействие примера и т.д., во-вторых, прямое политическое, экономическое, культурно-информационное воздействие на общество какой-либо другой страны. Примером этого может быть распространение американского типа демократии на некоторые страны (ФРГ, Япония, Корея). Однако следует отметить, что привнесенная извне модель общественного устройства, в том числе и демократия, не будет прочной и жизненной. Для этого необходимы сформированные внутренние предпосылки, что само по себе является трудным и длительным процессом.

На стабильность существования демократии огромное влияние оказывает способ перехода к ней от недемократических форм организации власти. По утверждению американского политолога С.П. Хантингтона, минимальное использование насилия укрепляет демократию. И наоборот, жизнеспособную демократию нельзя создать революционным путем, так как приходящие к власти оппозиционные силы, устанавливают еще более репрессивные режимы.

На сегодняшний день обозначено несколько моделей перехода к демократии: классическая, циклическая, диалектическая, китайская, либеральная.

Классическим путем демократизации считается британский путь . Суть его состояла в постоянном ограничении монархической власти, расширении прав граждан и парламента. Вначале граждане получают гражданские (личные) права, затем – права политические и социальные. Постоянно ограничиваются и устраняются избирательные цензы. Парламент становится высшей законодательной властью и контролирует правительство.

Циклическая модель характеризуется чередованием демократии и авторитарных форм правления при позитивном отношении к демократии политической элиты. В данном случае избранные народом правительства либо свергаются военными, либо сами отдают власть, опасаясь ее потерять, сталкиваясь с растущей непопулярностью и противодействием оппозиции. Подобная модель широко распространена в странах Латинской Америки, Азии и Африки. Она является проявлением слабой зрелости внутренних предпосылок демократии, низкой политической культуры масс и бывает затяжной и трудной.

Более перспективной по сравнению с циклической является диалектическая модель демократизации. При ее реализации переход к демократии осуществляется под влиянием достаточно созревших внутренних предпосылок: высокой степени индустриализации, многочисленного среднего класса, высокого уровня образования и т.д. Сказываются и внешние факторы – наличие соседних демократических государств. Нарастание этих факторов ведет к краху недемократических режимов и происходит переход к демократическим формам правления. Однако здесь возможно возвращение авторитарного правления, но оно под влиянием сформировавшихся предпосылок недолговечно. Такой путь прошли Италия, Греция, Испания, Австрия, Чили и другие страны.

Китайская модель перехода к демократии характеризуется сохранением сильного центра и использование его для проведения радикальных экономических реформ, предусматривающих развитие рыночной экономики, открытой для внешнего мира. Осуществление экономических реформ сочетается с расширением личных прав граждан, освобождением их от тоталитарного контроля. Этим путем развивается Китай, Вьетнам.

Путь либерального перехода к демократии характерен для бывших социалистических государств Европы, СССР. Это путь быстрого введения демократических принципов, так называемой «шоковой терапии». Однако, в условиях отсутствия внутренних предпосылок его реализации, он привел к ухудшению социального положения людей, упадку экономики распаду СССР, Югославии и т.д.

Республика Беларусь идет своим путем – путем сохранения сильной президентской власти и постепенного нарастания демократического потенциала.

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ: 1. Демократия как политический режим, основным источником власти в котором признается народ. 2. История возникновения демократии: a) «военная демократия» первобытного общества b) античная демократия c) демократия Нового времени 3. Основные признаки демократии: a) народовластие b) право большинства c) уважение прав меньшинства d) политический плюрализм e) парламентаризм f) правовое государство g) правовое и политическое равенство граждан 4. Условия существования современной демократии: a) частная собственность, защищенная законом b) многочисленный средний класс c) высокий уровень политической культуры населения d) наличие гражданского общества 5. Виды демократии: a) прямая (референдум, плебисцит) b) представительная (выборы) 6. Проблемы современной демократии в РФ и в мире.

Новгородское вече ДЕМОКРАТИЯ - (др. -греч. δημοκρατία - «власть народа» , от δῆμος - «народ» и κράτος - «власть») - политический режим, основанный на признании народа в качестве источника власти, на его праве участвовать в решении государственных дел и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод. первобытная (военная) демократия афинская демократия при Перикле Нового времени

ЦЕННОСТИ И ПРИЗНАКИ ДЕМОКРАТИИ ЦЕННОСТЬ - важность, значимость, польза, полезность чего-либо. Внешне ценность выступает как свойство предмета или явления. Дайте определение понятию ЦЕННОСТЬ Система ценностей играет роль повседневных ориентиров в предметной и социальной действительности человека. § § § § Попробуйте перечислить базовые ценности демократии СВОБОДА РАВЕНСТВО ЗАКОННОСТЬ ТОЛЕРАНТНОСТЬ ПЛЮРАЛИЗМ КОМПРОМИСС ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

ВОПРОС: Как Вы считаете, демократия, в первую очередь, это… (не более 2 -х вариантов ответа) ОТВЕТ: 125 2. Доли респондентов, 3. Доля тех, кто считает 5. Двадцатая часть 4. назвавших основными 1. Четверть всех опрошенных Доля тех, кто основным важнейшим признаком респондентов признаком демократии признаками демократии в 2012 году назвали демократии соблюдение Итоги опроса, затруднилась ответить на считает свободную прессу в 2004 году свободу слова основным признаком прав человека, проведенного Исследовательским заданный вопрос. значительно уменьшилась. и свободные выборы, демократии власть народа. сократилась. Холдингом Ромир. равны. в феврале 2012 года.

Попробуйте самостоятельно определить важнейшие признаки демократии ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ДЕМОКРАТИИ: 1. народовластие (суверенитет народа) 2. право большинства 3. уважение прав меньшинства 4. политический плюрализм 5. парламентаризм 6. правовое государство 7. правовое и политическое равенство граждан 8. разделение властей 9. гласность 10. гарантии местного самоуправления

Сформулируйте условия существования демократии УСЛОВИЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ Почему в одних государствах демократия устойчива, а в других трансформируется в ДЕМОКРАТИИ: сторону авторитаризма или 1. частная собственность, тоталитаризма? УСЛОВИЯ - это обязательные УСЛОВИЯ обстоятельства, необходимые для существования чего-либо. защищенная законом 2. многочисленный средний класс (экономическая независимость, высокий уровень образования, лояльность к существующей власти) 3. высокий уровень политической культуры населения 4. наличие гражданского общества

ФОРМЫ (ВИДЫ) ДЕМОКРАТИИ ПРЯМАЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ народ непосредственно принимает решения (референдумы, законодательная инициатива граждан, право досрочного отзыва депутатов, митинги, собрания, демонстрации, сходы) народ осуществляет власть через выборы своих представителей в органы власти (парламент, местное самоуправление и пр.)

СТЕПЕНЬ ВОВЛЕЧЕННОСТИ ЛЮДЕЙ В ПОЛИТИКУ (по М. ВЕБЕРУ) § ПО СЛУЧАЮ (ходим на ПО СЛУЧАЮ выборы) § ПО СОВМЕСТИТЕЛЬСТВУ (доверенное лицо кандидата в депутаты) § ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ ПОЛИТИКОЙ (человек живет для политики, за счет политики и политикой) ПРАВО ИЛИ ОБЯЗАННОСТЬ М. Вебер (1864 – 1920) немецкий социолог, историк и экономист

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ДЕМОКРАТИИ Советский агитационный плакат. Художники: Брискин В. , Иванов К. 1954 год. Отсутствие реального равенства граждан. Неравный доступ к: § финансированию § СМИ § административным возможностям

ДЕМОКРАТИЯ ИЛИ ОХЛОКРАТИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ЦЕНЗЫ - ЦЕНЗЫ устанавливаемые конституцией или избирательным законом условия для получения или осуществления избирательного права. Соласны? Всегда ли большинство принимает верные решения Цензы: § оседлости § половой § имущественный § возрастной § расовый и пр.

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ДЕМОКРАТИИ ПОПУЛИ ЗМ - тактика прямого заигрывания с широкими массами народа, М раздачи необоснованных обещаний с целью приобрести популярность (например в предвыборной борьбе).

ВОПРОС: Как Вы думаете, какое определение больше всего подходит к тому политическому строю, который сегодня существует в России? (один ответ) Итоги опроса, проведенного Исследовательским Холдингом Ромир в феврале 2012 года.

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ДЕМОКРАТИИ 1. 2. 3. 4. НЕРАВЕНСТВО ИММИГРАЦИЯ ТЕРРОРИЗМ НАЦИОНАЛИЗМ ЭТНИЧЕСКИХ МЕНЬШИНСТВ 5. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ Карта, отражающая данные рейтинга «Freedom in the World 2008» . ██ свободные страны ██ частично свободные страны ██ несвободные страны

ГЛОССАРИЙ § ПАРЛАМЕНТАРИЗМ – система государственного ПАРЛАМЕНТАРИЗМ устройства, при которой парламент занимает центральное место в политическом управлении и только он имеет право принимать законы. § ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПЛЮРАЛИЗМ – уважение к чужому ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПЛЮРАЛИЗМ мнению, мирное сосуществование государства с общественными организациями (партиями, благотворительными, профессиональными, молодежными, религиозными и пр.) § ТОЛЕРАНТНОСТЬ - терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению, обычаям, культуре, чувствам, идеям. § КОНСЕНСУС - общее согласие при отсутствии возражений КОНСЕНСУС по существенным вопросам. § КОМПРОМИСС – соглашение между сторонниками КОМПРОМИСС противоположных мнений, направлений, позиций, достигнутое путем взаимных уступок. § ЛОББИ - группы людей, представляющих и ЛОББИ отстаивающих в различных организациях определенные интересы.

ЦИТАТНИК Демократия - наихудшая форма правления, за исключением всех остальных, которые пробовались время от времени. Уинстон Черчилль (1874 - 1965), премьерминистр Великобритании. Принцип демократии разлагается не только тогда, когда утрачивается дух равенства, но также и тогда, когда дух равенства доводится до крайности и каждый хочет быть равным тем, кого он избрал в свои правители. Монтескье (1689 - 1755), французский писатель, правовед и философ, автор доктрины о разделении властей. Лучший аргумент против демократии - пятиминутная беседа со средним избирателем. Уинстон Черчилль (1874 - 1965), премьер-министр Великобритании. Демократия в России наступит тогда, когда действующий президент проиграет выборы. Гарри Каспаров (род. в 1963 г.), 13 -й чемпион мира по шахматам.

ПРИ ПОДГОТОВКЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНЫ МАТЕРИАЛЫ: § § § Обществознание. 11 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений: профил. уровень; под ред. Л. Н. Боголюбова. М. : Просвещение, 2011. Баранов П. А. Обществознание: Политика: экспрессрепетитор для подготовки к ЕГЭ. М. Астрель. 2013. Макаров О. Ю. Обществознание: Полный курс. Мультимедийный репетитор. СПб, Питер, 2012. http: //all-politologija. ru/knigi/muxaevpolitologiya/znachenie-termina-politika - учебный портал о политике. http: //ru. wikipedia. org, http: //xn--e 1 aogju. xn--p 1 ai/. ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: § § http: //interneturok. ru/ru/school/obshestvoznanie/10 -klass/bpoliticheskaya-zhiznobwestvab/demokratiya? seconds=0&chapter_id=772 – Интернет. Урок «Демократия» . http: //humanitar. ru/page/ch 4_5 - сайт Единый Портал Обществознание. Конспект по теме «Демократия» . САЙТЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ: § § http: //www. ege. edu. ru/ - официальный портал ЕГЭ (календарь экзаменов; кодификатор, спецификация, демоверсия; шкала перевода баллов; личный кабинет). http: //fipi. ru – открытый банк заданий ЕГЭ. http: //soc. reshuege. ru – банк заданий ЕГЭ, возможно проверить ответы, есть комментарии ко всем вопросам. http: //stupinaoa. narod. ru/index/0 -20 - здесь можно найти развернутые планы и критерии оценивания по различным темам курса обществознания.

Департамент образования города Москвы

Центральное окружное управление образования

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

города Москвы «Колледж сферы услуг №3»

Методическая разработка учебного занятия по дисциплине обществознание по теме:

преподаватель обществознания

Москва, 2014

Тема учебного занятия: «Демократия, ее основные ценности и признаки. Правовое государство».

Цель: Совершенствование знаний о политической системе общества, демократическом политическом режиме и правовом государстве.

Задачи:

Образовательные:

Выработать понимание особенностей демократического политического режима и правового государства.

Сформировать представления о признаках правового государства и особенностях демократического режима.

Ознакомиться с особенностями становления демократии в современной России;

Развивающие:

Воспитательные:

Формирование активной жизненной позиции

Формирование политической грамотности обучающихся

Тип занятия: усвоения новых знаний

Вид занятия: комбинированное, с элементами игры и дискуссии

Основные методы обучения:

  • проблемно-эвристический (выявление проблем наличия правового государства и гражданского общества в России с использованием метода «Семь шляп»)
  • игровой метод (голосование)

Материально-техническое и учебно-методическое оснащение:

Компьютер;

Мультимедиа проектор;

Проекционный экран;

Презентация по теме урока;

Ожидаемый результат:

Личностными результатами изучения темы являются следующие компетенции обучающихся:

  • Развитие мотивации к изучению раздела дисциплины обществознания « », к самостоятельному продолжению изучения данной темы.

Метапредметными результатами (по четырём блокам) :

Информационный блок :

Коммуникативный блок:

Самоорганизация:

Самообразование:

Предметными результатами изучения темы являются следующие компетенции:

Метапредметные связи:

История :

Математика :

Информатика и ИКТ :

Внутридисциплинарные связи:

Методические указания к изучению темы «Демократия, ее основные ценности и признаки. Правовое государство».

Цель изучения темы: Изучить и научиться применять знания о политической сфере общества; демократическом политическом режиме и его ценностях; идеале государственного устройства – правовом государстве; о проблеме становления правового государства и гражданского общества в современной России.

Учебные вопросы.

  1. Определение демократии
  2. История демократии
  3. Правовое государство
  4. Гражданское общество

Целевые задачи:

  1. На основе знаний о политической системе, политическом режиме, ценностях демократии, принципах правового государства составить представление о наличии в России гражданского общества и правового государства.

2. Логично и обоснованно изложить свою позицию по данному вопросу.

Лекционный материал к изучению темы

  1. Определение демократии

В конце XX века в западном мире прошла кампания по празднованию 2500 лет демократии (от реформ Клисфена 508/507 гг. до н. э.). Какие ассоциации вызывает слово «демократия»?

Демократия («власть народа») - политико-правовой режим , в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии. Данный режим основан на признании народа источником и субъектом власти.

  1. История демократии

Первые формы коллективного принятия решений появились еще в древности – это так называемая первобытная, или общинная демократия.

Приблизительно с по г. до н. э. в Афинском полисе существовала демократическая форма правления . Её называют первой в мире демократической системой. Любой гражданин имел право (и даже обязанность) участвовать в работе Народного собрания. Около трети граждан одновременно могли занимать ту или иную государственную должность.

До XVIII века наиболее известной моделью демократии была прямая демократия , где граждане практиковали процедуру подчинения меньшинства большинству. Является ли такая система справедливой?

В представительной демократии граждане делегируют часть собственных прав избранным ими депутатам или другим должностным лицам. Выбранные депутаты принимают решения с учётом мнения избирателей и отвечают перед ними за свои действия.

  1. Признаки и ценности демократии

Признаками демократии являются:

  1. Назначение лидеров происходит путём честных, состязательных , конкурентных выборов .
  2. Народ признается источником власти.
  3. Общество осуществляет самоуправление для удовлетворения общих интересов.

С демократией связан ряд ценностей: законность , равенство , свобода , право на самоопределение , права человека и др.

Основной целью демократии является ограничение произвола власти. Для достижения этой цели права человека признаются главной ценностью, и строится система их эффективной защиты со стороны правовой системы .

В современном мире наиболее распространенной моделью является модель либеральной демократии. Она включает в себя периодические, всеобщи е выборы, в ходе которых кандидаты ведут борьбу за голоса избирателей ; верховенство закона ; принцип разделения властей ; конституционные ограничения власти большинства.

  1. Правовое государство

В современном мире идеалом государственного устройства является демократическое правовое государство, то есть государство, функционирующее в отведенных законом границах и гарантирующее правовую защищенность граждан.

Идея правового государства затрагивалась уже в трудах Платона и Аристотеля, но наиболее полное развитие получила в работах Монтескье и Канта. По мнению Аристотеля, властью является не член суда, совета или собрания, а сам суд, совет, или собрание.

Признаками правового государства являются:

  1. Верховенство закона и права, то есть все должностные лица, государственные органы, общественные объединения и граждане обязаны подчиняться закону. Законы, в свою очередь, должны быть правовыми, приниматься компетентными органами и максимально соответствовать представлениям общества о справедливости.
  2. Гарантированность прав и свобод человека.
  3. Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную как система «сдержек и противовесов», с целью взаимного контроля и ограничения.
  4. Взаимная ответственность государства и граждан, гарантией которой выступает независимый суд.
  5. Соответствие законов международным правовым стандартам.

Предпосылками создания правового государства являются:

  1. Многообразие форм собственности, свобода предпринимательства, экономическая независимость и самостоятельность граждан.
  2. Демократический правовой режим, наличие парламентаризма.
  3. Единая и непротиворечивая законодательная система.
  4. Высокий уровень правовой культуры и правового сознания граждан.
  5. Наличие гражданского общества.

5. Гражданское общество

Одним из условий существования правового государства является наличие гражданского общества, то есть такая система отношений между людьми, которая обеспечивает удовлетворение их прав и интересов на основе самоуправления и свободы.

Гражданское общество – это совокупность объединений граждан, независимых от государства и не позволяющих государству узурпировать личность. Так же гражданское общество – это совокупность национальных, социально-экономических, религиозных, нравственных, семейных отношений и институтов. Взаимодействие гражданского общества и правового государства создает сферу публичной политики.

Основным принципом гражданского общества является то, что государство существует для человека, а не человек для государства. Для власти должно быть запрещено все, что не разрешено законом. Для граждан разрешено все, что не запрещено законом. Гражданское общество не зависит от государства, способно ограничить влияние государства, обеспечить права и свободы человека. В добровольных гражданских объединениях рождается граждански активная личность.

В гражданское общество включены три уровня общественных отношений. Первый уровень связан с семьей, бытом, воспитанием, культурой. Ко второму уровню относится экономическая сфера жизни общества. Третий уровень охватывает политическую сферу.

  1. Проблема правового государства и гражданского общества в современной России

Вторая часть учебного занятия проходит с использованием метода «Шесть шляп». Учащиеся предварительно делятся на группы, которым дается домашнее задание в соответствии с цветом шляпы подготовить выступление «за», или «против», по заданным вопросам.

Красная шляпа. Эмоции, интуиция, чувства. Не нужно ничего обосновывать. Ваши чувства существуют, и красная шляпа дает возможность их изложить.

Желтая шляпа. Оптимизм. Стараемся найти достоинства и преимущества, выявить скрытые ресурсы.

Черная шляпа. Осторожность. Черная шляпа - это режим критики и оценки, она указывает на недостатки и риски.

Зеленая шляпа. Энергии, жизнь. Зеленая шляпа - это режим творчества, генерации идей, нестандартных подходов и альтернативных точек зрения.

Белая шляпа. Белый цвет наводит на мысль о бумаге. В этом режиме мы сосредоточены на той информации, которой располагаем или которая необходима для принятия решения: только факты и цифры.

Синяя шляпа. Используется в начале обсуждений, чтобы поставить задачу мышления и решить, чего мы хотим достичь в результате. Это режим наблюдения за самим процессом мышления и управления им (формулировка целей, подведение итогов и т. п.).

Вопросы для обсуждения:

  1. Можно ли говорить о том, что в России существует правовое государство?
  2. Законы обладают высшей юридической силой?
  3. Принцип разделения властей существует?
  4. Взаимная ответственность граждан и государства?
  5. Существуют ли реальные гарантии прав и свобод граждан?
  6. Существует ли в России гражданское общество?

Технологическая карта занятия по дисциплине «обществознание»

тема: « Демократия, ее основные ценности и признаки. Правовое государство »

ГБПОУ СПО Колледж сферы услуг №3

преподаватель обществознания Блатнер Т.В.

Пояснительная записка

Учебное занятие «Демократия, ее основные ценности и признаки. Правовое государство» проводится в рамках изучения темы « Политика и власть. Государство в политической системе » в разделе « Политика как общественное явление » на втором курсе по профессии 260807.01 Повар, кондитер.

Изучение данной темы актуально, так как обеспечивает формирование навыков и знаний, лежащих в основе личностных и профессиональных компетенций. Данный урок проводится после изучения теоретических вопросов и основных понятий, связанных с политической сферой жизни общества.

Цель урока: Совершенствование знаний о политическом развитии России путем акцентирования внимания на проблемах демократии и правового государства.

Задачи урока:

Образовательные:

Выработать понимание особенностей демократического политического режима;

Ознакомиться с историей становления демократии;

Выяснить особенности современного развития демократии и формирования правового государства в современной России.

Развивающие:

Обеспечить условия для формирования научного мировоззрения

Способствовать развитию умения устно и письменно формулировать свои мысли

Способствовать развитию умения правильно обобщать данные и делать выводы.

Воспитательные:

Формирование активной жизненной позиции

Формирование политической грамотности и гражданской позиции

Тип урока: Урок усвоения новых знаний

Вид урока: комбинированный, с элементами игры

Основные методы обучения, используемые на уроке:

  • словесный (объяснение, беседа, рассказ)
  • наглядный (демонстрация презентации)
  • проблемно-эвристический
  • игровой метод (голосование)

Материально-техническое и учебно-методическое оснащение урока:

Компьютер;

Мультимедиа проектор;

Проекционный экран;

Презентация по теме урока;

Учебник «Обществознание», А.Г.Важенин; - М., 2012 г.

Раздаточный материал для учащихся

Ожидаемый результат:

Личностными результатами изучения темы являются следующие умения у обучающихся :

  • Усвоить изложенный на уроке материал и научиться применять полученные знания на практике.
  • Развитие мотивации к изучению раздела дисциплины обществознания «Политика как общественное явление», к самостоятельному продолжению изучения данной темы.

Межпредметными результатами (по четырём блокам) :

Информационный блок :

  • Умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий.
  • Готовность и способность самостоятельно находить информацию по изученному материалу.

Коммуникативный блок:

  • Умение общаться в группе и взаимодействовать в процессе урока, учитывать другие мнения.
  • Умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, развивать грамотную речь.

Самоорганизация:

  • Умение самостоятельно определять цели и планы своей работы, самостоятельно осуществлять их.
  • Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской деятельности, способность к самостоятельному поиску методов решения социальных и профессиональных задач.

Самообразование:

  • Стремление к самостоятельному получению информации и расширению кругозора, готовность самосовершенствоваться.

Предметными результатами изучения темы являются следующие умения:

  • Усвоение изложенного на уроке материала и применение знаний по теме «Демократия, ее основные ценности и признаки. Правовое государство» на практике, с целью дальнейшей успешной социализации и профессионального обучения.

Метапредметные связи:

История :

Информатика и ИКТ

Математика

Внутридисциплинарные связи:

Темы: «Понятие власти. Типы общественной власти. Политическая система, ее внутренняя структура», «Политический режим. Типология политических режимов».


Подписи к слайдам:

Методическая разработка учебного занятия по дисциплине обществознание

Понятие «демократия», дословно означающее «власть народа», возникло ещё в античности. На сегодняшний день это самый распространённый политический режим в мире. Однако, до сих пор не существует чёткого определения демократии. Разные специалисты делают упор на отдельных составляющих этого понятия: власть большинства, права и свободы человека и гражданина, равенство и т. д. Каковы же принципы и ценности демократии? Что означает это слово? Попробуем разобраться в данной статье.

Понятие демократии

Как уже было отмечено, у историков нет единого мнения на этот счёт. Значение слова "демократия" нужно рассматривать с нескольких сторон:

  1. В наиболее широком смысле этот термин означает систему общественного устройства, которая основывается на принципе добровольности всех сфер жизнедеятельности людей.
  2. В более узком смысле данное понятие представляет собой политический режим государств, при котором все граждане обладают равными правами, в отличие от того же авторитаризма или тоталитаризма.
  3. Суть демократии можно определить и в создании идеальной общественной модели, которая будет основываться на принципе равноправия.
  4. Это понятие может означать и социальное движение, к которому призывают программы политических партий.

Демократия, её основные ценности и признаки составляют основу современного государства, и поэтому необходимо понимать значение этого слова.

Признаки демократии

Каждое государство, независимо от формы правления и политического режима, отличается определёнными признаками. Основы демократии состоят в следующем:

  • Народ должен выступать в качестве единственного источника власти в государстве. Она выражается в том, что каждый гражданин страны имеет право участвовать в выборах представительных органов, организовывать референдумы или любым другим способом реализовывать право на власть.
  • Обеспечение прав человека и гражданина. Ценности демократии состоят в том, что права людей не просто провозглашаются, а реализовываются на деле.
  • Любые решения принимаются большинством, а меньшинство должно им подчиниться.
  • На первый план выходят методы убеждения, компромисса, полный отказ от насилия, агрессии, принуждения.
  • Демократия предполагает осуществление законов правового государства.

Основные принципы власти народа

Главные ценности демократии включают в себя пять пунктов:

  1. Свобода. Это касается всех сфер жизни. От сохранения возможности народа изменять конституционный строй до реализации прав каждого человека. и слова являются основополагающими принципами этого политического режима.
  2. Равенство граждан. Все люди, независимо от пола, возраста, цвета кожи, занимаемого служебного положения, равны перед законом. Здесь не может быть никаких ограничений и исключений.
  3. Выборность представительных органов власти. Государство должно обеспечить их сменяемость, а также гарантировать человеку осуществление его избирательного права.
  4. Принцип разделения властей. Ценности демократии не будут иметь смысла без этого положения. Во избежание превращения власти в средство подавления свобод человека существует разделение на исполнительную, законодательную и судебную ветви.
  5. Общественный и Он предполагает множественность мнений и различных объединений, а также партий. Всё это даёт новые возможности гражданам участвовать в общественной и политической жизни страны.

Административные единицы

Государству для осуществления этого политического режима нужны определённые институты. Они по-своему уникальны и для каждой страны разные. Существует несколько классификаций, благодаря которым можно определить некоторые базовые институты, которые необходимо для достижения настоящей демократии.

Реализация режима зависит, прежде всего, от количества населения и размеров территории. Здесь более предпочтительными смотрятся небольшие административные единицы. В маленьких группах проще организовать дискуссию, чтобы решить какой-либо вопрос. Люди активнее могут оказывать непосредственное воздействие на политику страны. С другой стороны, крупные административные единицы дают больше возможностей для обсуждений и решения проблем. Отличным выходом из данной ситуации станет разграничение административных и общественных единиц на разных уровнях.

Достоинства и недостатки власти народа

Как и другие политический режимы, демократия имеет свои плюсы и минусы. К преимуществам можно отнести следующие моменты:

  • ценности демократии помогают искоренить деспотизм и тиранию;
  • осуществляется защита интересов граждан;
  • органы власти получают наиболее полную информацию от населения;
  • каждый человек имеет права и обязанности, и государство гарантирует их исполнение;
  • принимает народ, тем самым возлагая на себя моральную ответственность;
  • только при демократии возможно политическое равенство;
  • по статистике, страны с этим политическим режимом более богаты и успешны, а также уровень морали и человеческих отношений у них намного выше, нежели в других государствах;
  • практически не воюют друг с другом.

Теперь рассмотрим недостатки данного режима:

  • Демократия, её основные ценности и признаки служат определённым кругам общества, позволяя им достигать своих целей за счёт других людей.
  • Возможно появление диктатуры большинства над меньшинством.
  • Основой этого политического режима является свобода слова человека. У людей много мнений, поэтому возникают разногласия, способные подорвать авторитет власти.
  • Все люди в стране могут принимать решения, независимо от их компетенции и знаний, что может негативно отразиться на итоговых результатах.

Заключение

Главные ценности демократии должны соблюдаться в каждом государстве с этим политическим режимом. Она поддерживает гражданское общество. Это означает, что соблюдаются права и свободы людей, проживающих на территории государства. Также этот режим, по сравнению с другими, создаёт более стабильную обстановку в стране. Таким образом, можно сказать, что для современного общества демократия представляется идеальным политическим устройством, потому что при ней сохраняется свобода слова и принцип равенства людей.

Вам также будет интересно:

Кумин, зира и тмин: чем отличаются и в чём похожи восточные специи?
Тмин (Carum carvi) - древняя пряность Востока, известная пять тысячелетий. Благодаря...
Исцеление болезней числовыми кодами
При работе с числовыми рядами Григория Грабового могут возникать вопросы, потому что не...
Что такое общая папка и как ее использовать
Здравствуйте, читатели сайта IT-уроки! Первое, что должен знать каждый новичок, сев за...
Подключение планшета Android в автомобиле Советский усилитель подключение к планшету
Благодаря широкому функционалу, немало автолюбителей стали использовать планшет вместо...
Почему не работают колонки и на компьютере нет звука
Доброго дня.Эта статья, основанная на личном опыте, представляет собой своего рода сборник...